0
3332
Газета Культура Печатная версия

18.10.2022 18:19:00

Маэстро Владимир Федосеев отметил юбилей концертом в Московской консерватории

Несущий пушкинское слово

Тэги: дирижер, владимир федосеев, юбилей, концерт


дирижер, владимир федосеев, юбилей, концерт Владимир Иванович для финала выбрал Четвертую симфонию Чайковского. Фото Эмиля Матвеева © пресс-служба БСО им. Чайковского

Владимиру Ивановичу Федосееву – 90. Его имя не нуждается в особом представлении: некогда главный дирижер оперного театра Цюриха, Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди и приглашенный дирижер Токийского симфонического оркестра, Владимир Федосеев сегодня верен своему родному коллективу – Большому симфоническому оркестру имени Чайковского (БСО). А также своей стране, в которой признается в любви со сцены, русской музыке, традициям, оставаясь «последним из могикан» уходящей эпохи.

В честь юбилея маэстро в двух столичных залах – «Зарядье» и Большом зале Московской консерватории – прошли праздничные концерты. В «Зарядье» выступил Денис Мацуев, исполнивший на бис знаменитую сюиту «Время, вперед!» Свиридова, прозвучала мировая пьеса-посвящение Александра Чайковского «Вариации на тему FEDOSEEV», а сам юбиляр получил высокую награду из рук патриарха Кирилла – орден Славы и чести I cтепени.

Без поздравительных слов не обошлось и на концерте в Московской консерватории. Так, Владимир Иванович был удостоен Золотой медали Российской академии художеств, которую ему вручил академик Андрей Золотов, весьма точно назвав Федосеева музыкантом, «несущим пушкинское слово». На что именинник, обращаясь к переполненному залу, ответил пушкинской цитатой: «Я вас люблю. Люблю безмерно». Несмотря на возраст, маэстро по-прежнему встает за пульт БСО, лишь изредка отдавая бразды правления коллегам (в «Зарядье» второй половиной концерта дирижировал Денис Лотоев). В Большом зале Владимир Федосеев и его оркестр представили двухчасовую программу, в которой объединилась музыка крупнейших русских симфонистов – Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

В одном из ранних опусов Скрябина, симфонической прелюдии «Мечты», БСО подчеркнул изысканные гармонические связи, «воздушную» фактуру и тембровые нюансы, свойственные мышлению молодого композитора, который еще не выработал свой, ни на кого не похожий музыкальный язык. Выбор этого сочинения символичен – что, как не мечтам о возвышении русского искусства, предавался выпускник аспирантуры Московской консерватории Владимир Федосеев в далекие 70-е. Большим подарком для юбиляра стало выступление Николая Луганского, с которым его связывает 30-летняя творческая дружба. Пианист исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова в своей излюбленной поэтичной манере, погружая в светлую рахманиновскую грусть, сквозящую в каждом звуке. И, конечно же, маэстро Федосеев не мог не включить в праздничную программу своего любимого композитора Чайковского – его Четвертую симфонию. Именно это сочинение стало первой крупной работой Федосеева-дирижера, которую ему доверил сам Евгений Мравинский. Спустя полвека оно прозвучало с таким же гигантским размахом, по-театральному драматично, как история, в финале которой, как утверждал композитор, «жить все-таки можно». И 90-летний дирижер был явно с ним согласен, трактуя тему финала «Во поле береза стояла» как победу над всеми испытаниями героя.


Читайте также


 Концерт. Шоу японских барабанов Taiko in-Spiration

Концерт. Шоу японских барабанов Taiko in-Spiration

0
2139
Александр Сладковский: « Я люблю масштаб»

Александр Сладковский: « Я люблю масштаб»

Марина Гайкович

Госоркестр Татарстана завершает филармонический абонемент в Москве, готовит два международных фестиваля и планирует запись фортепианных концертов Прокофьева

0
3354
Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Елизавета Авдошина

Несколько слов об увиденном в преддверии 225-летия поэта

0
4326
 Выставка  "Пушкин. 225"

Выставка "Пушкин. 225"

0
2866

Другие новости