На третьем после запуска нового пространства концерте выступили солисты Российского национального оркестра. Фото Ирины Шымчак
Несколько дней назад в «Зарядье» открылся еще один зал – точнее, концертное пространство. Здесь нет привычной сцены и партера, это скорее уютный лофт для молодежи, расположившийся в фойе на месте одного из буфетов.
Теперь публика может не переживать, что заснет во время звучания музыки: в импровизированном зрительном зале, где стоят стулья, можно также лечь на мягкие пуфики. Новое музыкальное пространство дарит не только слуховые впечатления, но и визуальную радость. Сценическим «задником» для исполнителей служат ни много ни мало архитектурные шедевры Москвы – Китайгородская стена, Парящий мост и, конечно же, Кремль.
На третьем после запуска нового пространства концерте выступили солисты РНО, Российского национального оркестра. Впрочем, это давно уже самостоятельные профессиональные музыканты, играющие на разных площадках страны. Ольга Томилова – заслуженная артистка РФ, в РНО работает более 20 лет; ее коллега Виталий Назаров также владеет фортепиано, а в рамках международного проекта PIANOID даже занимался разработкой новой модели электронного рояля. Андрей Шамиданов, помимо классического фагота, играет также на барочном, сотрудничал с музыкантами, занимающимися аутентичным исполнительством. Дмитрий Айзенштадт в настоящее время является регулятором группы кларнетов, активно гастролирует как в России, так и за рубежом. И наконец, Леонид Огринчук, учившийся у легендарного пианиста Льва Наумова, на Международном конкурсе CIEM в Женеве был отмечен как лучший концертмейстер. Словом, публика услышала настоящих мастеров исполнительского искусства, опытных артистов, способных удивлять даже самую подготовленную публику.
Для дневного концерта в «Зарядье» пять вышеперечисленных солистов приготовили настоящее погружение в мир камерной музыки начала XX века. Прозвучали сочинения лидеров «французской шестерки» Жоржа Орика и Франсиса Пуленка, классика прошлого столетия Бенджамина Бриттена и французского мэтра Камиля Сен-Санса, чья фигура, по замыслу программы, объединила всех композиторов в одном отделении.
Собственно, каждый концерт солистов РНО (а их планируется в пространстве «Зарядья» несколько) даст возможность оценить музыкальный контекст эпохи, представит опусы не только избранного автора, но и творивших в тот же период современников.
В Трио для гобоя, кларнета и фагота Орика (солисты Ольга Томилова, Дмитрий Айзенштадт, Андрей Шамиданов) ощущалось его мастерство как кинокомпозитора: в трехчастном жизнерадостном по характеру цикле переклички инструментов словно сопровождали комические действия невидимого героя на невидимом экране.
То же настроение легкой приподнятости и беззаботности было свойственно и Трио Пуленка, по стилистике тяготевшее к позднему романтизму. Солисты Виталий Назаров (гобой), Андрей Шамиданов (фагот) и Леонид Огринчук (фортепиано) продемонстрировали безупречную ансамблевую слаженность звучания, уверенные точные темпы, идеальные диалоги и унисоны, растворяющиеся в этой довольно странной и пока еще непривычной акустике.
«Неоклассическая» соната для гобоя и фортепиано Сен-Санса, которую исполнили Ольга Томилова и Леонид Огринчук – одно из последних опусов композитора, лаконичное, уточненное произведение, словно созданное для расслабленного слушания на пуфиках.
А перед исполнением «Шести метаморфоз» Бриттена гобоист Виталий Назаров зачитал авторские эпиграфы к каждой из миниатюр. Не исключено, что те, кто пришел погрузиться в звучание камерной музыки и полюбоваться красивым видом, узнали еще и нечто новое.