0
3435
Газета Культура Печатная версия

11.10.2022 19:12:00

Антон Яковлев вытравляет постмодернизм Серебренникова

В Театре имени Гоголя проводят ребрендинг

Тэги: театр гоголя, антон яковлев, манифест, планы, актерский состав, постмодернизм, серебренников


театр гоголя, антон яковлев, манифест, планы, актерский состав, постмодернизм, серебренников Сумрачная обстановка партсобрания. Фото агентства «Москва»

В Театре имени Гоголя, экс-Гоголь-центре, прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель Антон Яковлев представил свой манифест и рассказал о планах на сезон 2022/23 года. Труппа, в которой теперь будут служить 56 человек, пополнилась беспрецедентным количеством (25) новых молодых артистов, почти все – вчерашние выпускники столичных театральных училищ. Ведь сразу после смены руководства из театра ушли ученики Кирилла Серебренникова – актеры «Седьмой студии».

В противовес «молодой поросли» на другой стороне зала на сборе труппы разместились ветераны Театра имени Гоголя, все те артисты старшего и среднего поколения, которые последние 10 лет в театре, по сути, не работали, так как не были востребованы. Кто-то из них переживает уже четвертое перерождение театра: Борис Голубовский, Сергей Яшин, Кирилл Серебренников – и вот теперь Антон Яковлев занимает место главного режиссера.

Именно эта часть труппы сегодня счастлива – дождались смены власти, а уже и не надеялись! Вместе с ними можно было увидеть и тех «счастливчиков», которые были активно задействованы в репертуаре Гоголь-центра, войдя в команду из «старого» Театра имени Гоголя, – Ирина Выборнова, Ольга Науменко, Анна Гуляренко. Актрисы чувствовали себя менее вдохновенно. Не было только на сборе Майи Ивашкевич и Светланы Брагарник – в эти годы они были поистине связующей нитью старого и нового театра.

Еще одна группа артистов, особенно празднующая новый курс корабля: те, кто входил в профсоюз актеров и, по словам его главы, актера театра (с 1991 года) Андрея Андреева, испытывал постоянное давление со стороны дирекции Серебренникова, которая, по его утверждению, считала их ненужным балластом. Теперь они радуются, например, что скоро в зрительный зал опять смогут ходить строем солдаты из соседнего училища, а «чувство гадливости» от канувших в Лету постановок их наконец покинет. Они же считают, и что «Дело «Седьмой студии» – абсолютно заслуженное его фигурантами.

Чуть поодаль сидели молодые артисты, которые в труппе остались, но так как не входили в команду «Седьмой студии» (Сергей Муравьев, Мария Лапшина, Ольга Добрина и др.), пока не ушли, но видно, они на грани. Слушать выступление нового худрука им было тяжело. И неудивительно: вместо современных неоновых букв «ГЦ» – давящий профиль Гоголя, таков новый логотип театра; вместо атмосферы свободы и непринужденного диалога – почти комсомольское собрание с официозным чтением из президиума высокопарного манифеста, в философских эмпиреях которого местами было сложно не заплутать…

«Этот манифест можно интерпретировать как письменное воззвание. Мы не имеем право на уныние, смуту, нигилизм, ненависть. Нужно возродить в себе непосредственность ребенка, чтобы смотреть на мир с позиций разумного идеализма. Новая эстетическая концепция театра должна быть построена на контрасте с его прошлым. Вместо явно зашедшей в тупик постмодернистской философии мы могли бы предложить зрителю новую – метамодернистскую. Необходимо вернуться к глубинной истинности, – стал развивать мысль новый худрук. – Поиск красоты вместо иронии над ней, вдохновение вместо цинизма. Следует перестать стесняться возвышенных человеческих чувств, прикрывая их сарказмом. Необходимо отказаться от деконструкции, хаоса и безверия, уйти от мизантропии и меланхолии. Возродить таинство театрального процесса, создав почтительную дистанцию между зрителем и творцом. Стремиться к свету, уходя от своего скотского начала». «...Стараться строить театр, свободный от сиюминутной общественной конъюнктуры, вульгарной социальности», – заключил Антон Яковлев свой пространный монолог.

Главная задача манифеста, несмотря на возвышенный стиль и апелляции к Станиславскому и Вахтангову, – вбить каждой фразой крепкие гвозди в «крышку гроба» эпохи Серебренникова. Имя последнего, к слову, не произносилось вслух ни разу – вычеркнуто. Впрочем, ожидаемо.

«Сначала было обидно, но потом я приходила смотреть спектакль и понимала – это не мое. Но все время приходила и думала: а вдруг? Вот приходила я на спектакль «Шекспир», а где там Шеспир, о чем? Ну, раздеваются, стоят голые – это было постоянно, ну, матом ругаются. Ну идите вы в баню – там все голые!» – поделилась с «НГ» впечатлениями от Гоголь-центра актриса Елена Бортник, которая пришла в Театр Гоголя в 1964 году и теперь ждет, наконец, нового витка творческой жизни, просидев все «правление» Серебренникова на скамейке запасных и получая минимальную ставку по зарплате, равной пособию по безработице. «Такая была тогда стрессовая ситуация, что многие просто не дожили. Была заслуженная артистка Люся Долгорукова – в ночь после того собрания ее не стало», – посетовала актриса, вспоминая год назначения Кирилла Серебренникова.

Обидно за таких артистов? Очень! Только вот Серебренников ли один виноват в такой ситуации? Профессия артиста – ох какая несправедливая. Сидишь и ждешь своего режиссера, а время уходит. Очевидно, что не последнюю роль в этих поломанных судьбах играют чиновники, которые стравливают интеллигенцию. 10 лет назад уволили одним днем Яшина, хорошего режиссера старой школы, теперь сняли левого авангардного Серебренникова и «бросили» на театр Яковлева – режиссера совсем иной формации, близкого школе Малого театра, который теперь оказывается на выжженном поле.

Театр еле-еле начнет работу к Новому году. Как объяснил «НГ» директор Александр Бочарников, будет возвращено два названия Малой сцены, какие – пока не объявляется, так как происходят вводы. А все остальное время до зимы тут будут проходить разве что разовые мероприятия, Большая сцена и фойе подвергнутся косметическому ремонту и обновлению дизайна. Все лето пополняли труппу (отсмотрели 600 артистов), только сейчас начнут репетировать премьеры.

О политическом подтексте говорить не приходится, достаточно взглянуть на репертуарные планы – застой начинает тихо вползать в этот творчески обесточенный театр.

«Работы всем хватит», – заверил новый худрук труппу, объявляя планы. Сам Яковлев поставит в ближайшие два года на Большой сцене «Героя нашего времени», «Мюнхгаузена», «Соборян», «Подростка» Достоевского. В приглашении режиссеров он явно придерживался принципа нейтралитета и проверенной школы: никаких авангардистов. Посоветовавшись, очевидно, со старшими мастерами, Яковлев пригласил учеников Олега Кудряшова и Сергея Женовача (Павел Пархоменко, Уланбек Баялиев, Сергей Тонышев и др.).

Запланирована также режиссерская лаборатория под бледноватым названием «Перспектива», где самым смелым репертуарным названием выглядит пьеса Макдонаха. Параллельные программы, задуманные новой дирекцией, были на свой лад и у Гоголь-центра, так что новинок тут почти нет: музыкальное направление (куратор – композитор Андрей Зубец), музыкально-поэтическое направление (первая чтецкая премьера – Максима Аверина по «Евгению Онегину», дальше – поэтические вечера), киноклуб и лекторий. По иронии судьбы афиша Театра Гоголя начнется в декабре, как и Гоголь-центра, – со «Сна в летнюю ночь» Шекспира. 


Читайте также


Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4156
В заповедном натюрмордоре

В заповедном натюрмордоре

Борис Кутенков

Декламации и декларации Евгения Волкова: железные звери дорог и шпионы, пришедшие с холода

0
4892
Планирование вернулось на доковидный уровень

Планирование вернулось на доковидный уровень

Влияет ли политическая обстановка на частные ожидания людей

0
7577
США и Израиль договорились о масштабе разрушений в Иране

США и Израиль договорились о масштабе разрушений в Иране

Игорь Субботин

Нетаньяху пообещали помочь в укреплении противоракетной обороны

0
3774

Другие новости