Мими и Рудольфо в первом действии. Фото Ирины Шымчак / «Геликон-опера»
В «Геликон-опере» прошла премьера оперы Пуччини «Богема». Дмитрий Бертман испытал экспериментальный формат постановки, пригласив четырех – по количеству актов – молодых режиссеров. Судя по результату, все они с изрядной долей скепсиса смотрят на ровесников, не идеализируя юный возраст и не прощая его ошибки. Впрочем, втайне они все же верят в любовь.
Герои оперы, как представляет нам их Елизавета Коренеева, работают на фабрике, тут же порой и кутят, и ночуют. Принадлежности к творчеству в них ничто не выдает, разве что философ (здесь это скорее об образе жизни, а не профессии) Коллен (Алексей Дедов) отличается экстравагантной внешностью: дреды, бюст философа в руках, что, впрочем, тоже говорит больше о свободном образе жизни, чем о серьезных профессиональных намерениях. «Художник» Марсель в третьем акте демонстрирует свое оформление меню на доске – милые каракули, не более.
Да и в работе на предприятии товарищи не слишком хороши, недаром владелец фабрики Бенуа им устраивает выволочку. Хороши они только в вопросах праздного, хотя и нехитрого – то вечеринка за чужой счет, то косячок или «дорожка» порошка – времяпровождения. Образ не слишком привлекательный. Да и Мими – не романтическая героиня: она соблазняет Рудольфо (Сергей Абабкин), который без лишних колебаний позволил это сделать. И даже записал пару сонетов в маленький блокнот.
Дмитрий Отяковский во втором акте экспонирует вторую пару: экспансивная Мюзетта (Ирина Окнина), в своем знаменитом вальсе истерически бросающая упреки Марселю, и тот, готовый терзаться и чувствовать «соль на ранах».
В третьем акте Михаил Сабелев вместе со сценографом Ириной Сид придумал отличную метафору: по мере приближения к финалу нарядная карусель в парижском парке, символ красивой и беззаботной жизни, отъезжает вглубь сцены, все дальше и дальше от героев.
Наконец, финал (его решением занималась Ляйсан Сафаргулова) показывает не столько благородство, сколько растерянность друзей Мими. Мюзетта снимает последние украшения и дарит Мими свою красную шубку, которую та прижимает к себе, словно это выпрыгнувшее из груди сердце. Но все же встреча со смертью так неожиданна и так близка, что все «друзья» бегут прочь, и лишь Коллен рыдает над телом Мими. Действительно, ведь именно он, а не Рудольфо, давно остывший к случайной знакомой, побежал продать свое единственное пальто. Жаль, что эта линия никак не была проведена в первых трех актах. Видимо, расчет был на неожиданность развязки: чем больше зритель разочаровывается в героях оперы, существах в целом пустых, тем трогательнее финал, обещающий, что настоящие чувства все же существуют.
Дирижер Филипп Селиванов, победитель летнего конкурса им. Рахманинова, блистательно подготовил и провел спектакль. Восхищения достойна и Лидия Светозарова, виртуозно и неотразимо исполнившая партию Мими.