В Театре Романа Виктюка открыт временный пункт мобилизации. Фото агентства «Москва»
Согласно правительственному порталу «Объясняем.рф», который публикует информацию о частичной мобилизации, граждане творческих профессий не имеют сегодня каких-либо привилегий в отличие, например, от работников IT-отрасли, а значит, театры и концертные организации рискуют остаться без исполнителей и лишиться части репертуара. Этим крайне обеспокоено театральное сообщество, а историки напоминают об опыте прошлого – даже в Великую Отечественную войну (ВОВ) артисты могли оказаться на передовой только по специальности – выступая во фронтовых бригадах.
По регионам, да и в Москве уже то тут, то там слышны известия об актерских повестках. В некоторых региональных театрах военнообязанными разных категорий числится до трети труппы. А собрать театральную труппу в провинции и так непросто, театры годами работают над тем, чтобы привлечь к себе молодых выпускников училищ, вырастить своих «заслуженных». В национальных театрах России ситуация обостряется еще и тем, что актер такого театра является носителем редкого языка, наречия. По информации «НГ», в одной из национальных республик только вмешательство общественности помогло вернуть мобилизованного актера домой и в театр, и то неофициально.
О временах ВОВ напомнил «Независимой газете» театровед, секретарь Союза театральных деятелей РФ (СТД) Дмитрий Родионов. «Все центральные театры получили бронь и труппы отправлялись в эвакуацию за Урал и в Среднюю Азию. Государство берегло творческих людей, так как задача театральным коллективам была поставлена продолжать работать. Была профессиональная бронь – и для музыкантов, и для артистов балета, и для певцов, и для драматических артистов. То есть всеобщая мобилизация не означала, что всех поголовно, под одну гребенку забирали», – сказал историк театра.
Театры сегодня реагируют на частичную мобилизацию по-разному: кто-то боится даже разговаривать на эту тему, кто-то торжественно объявляет о своих мобилизованных сотрудниках. Так, Драматический театр Комсомольска-на-Амуре гордо повесил объявление под названием «Лучшие из лучших отправились на военную службу», из театра забрали артиста, звукорежиссера и главного инженера. Потеря сотрудников театральных служб катастрофична для работы учреждения культуры (тем более малых или небольших городов) не меньше, чем изъятие артиста из репертуара, а именно среди, например, монтировщиков сцены чаще встречаются мужчины отслужившие.
В целом «деятели культуры, артисты балета, актеры, певцы, если данные должности в учреждениях культуры не имеют брони, а работники находятся в запасе ВС РФ и у них нет оснований для отсрочки по состоянию здоровья, они могут быть мобилизованы», – официально сообщает сайт «Объясняем.рф». Таким образом, как поясняют юристы, сохранение сотрудников на местах зависит от самой организации и ее индивидуальных возможностей по оформлению бронирования.
Как рассказал «НГ» адвокат Матвей Цзен, нормы раздела о бронировании граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» носят максимально общий характер, а вот подзаконные акты могут быть «для служебного пользования» или даже секретными. «Поскольку область обороны традиционно связана с повышенной секретностью, то практически все подзаконные акты, касающиеся бронирования граждан во время мобилизации, являются закрытыми и в открытом доступе их нет. Одним из немногих открытых документов являются «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях», утвержденные Генштабом ВС РФ от 2017 года, из которых можно понять, что бронирование граждан – это процесс, который – теоретически – должен осуществляться постоянно, а не только с началом мобилизации. Практически же, учитывая, что предыдущая мобилизация была в нашей стране в 1941 году, многие, если не большинство, вопросов будут решаться «с колес» и «на ходу». Само бронирование граждан осуществляется решением межведомственной комиссии по бронированию, которая – что удивительно – является органом при муниципальном образовании», – объяснил адвокат.
Как подтвердил «Независимой газете» один из театральных директоров, в кадровых службах театров должен был вестись плановый спецучет, на основании которого артисты театра получали отсрочку от управы района и военкомата на 6–12 месяцев, однако сейчас правило, возможно, действовать перестанет и точно не защитит всех артистов по стране. Очевидно, что федеральные театры, а также театры двух культурных столиц России будут иметь больший перевес в возможностях отстаивания своих сотрудников.
«Есть два основания для бронирования «по перечню» или «по отдельным постановлениям», – уточняет Матвей Цзен. Осуществляется на основе особого перечня, который носит общефедеральный характер и в котором работников творческих профессий пока (обращаю внимание на «пока») нет. На основе отдельных постановлений получение брони необходимо мотивировать тем, что находящийся на определенной должности сотрудник принесет больше пользы для военных усилий страны, выполняя свою работу на рабочем месте, чем находясь в рядах вооруженных сил. При этом важно помнить, что бронируется не человек сам по себе, а работник, исполняющий определенные должностные обязанности, требующие специальных навыков и квалификации», – подчеркнул адвокат.
Как рассказали «Независимой газете» в центральном аппарате СТД, именно регионы больше всего сейчас обеспокоены проблемой оформления брони для сотрудников театров. Однако пока СТД только вырабатывает политику по вопросам мобилизации. На днях должно состояться отдельное совещание по данному вопросу во главе с Александром Калягиным.