0
3294
Газета Культура Печатная версия

04.10.2022 18:55:00

150-летие Сергея Дягилева в Новой Третьяковке отмечают "Генеральной репетицией"

Станцевали от костюмов

Тэги: сергей дягилев, юбилей, новая третьяковка, генеральная репетиция


сергей дягилев, юбилей, новая третьяковка, генеральная репетиция Костюмы к «Жар-птице», созданные по эскизам Александра Головина и Наталии Гончаровой. Фото автора

«Дягилев не любил юбилеи, зато обожал репетиции», – говорит сокуратор Евгения Илюхина. Выставку «Дягилев. Генеральная репетиция» они с Ириной Шумановой подготовили всего за пять месяцев – в выставочных планах на этот год ее не было, но после 24 февраля в мире изменилось все. Проект сфокусирован на редком приобретении – в 2019–2021 годах Третьяковке удалось купить 20 костюмов к первым Дягилевским сезонам. 13 из них представлены в экспозиции и дополнены афишами, эскизами, архивными фотографиями и видео. Это генеральная репетиция посвященного импресарио зала, который после реконструкции Новой Третьяковки надеются открыть в постоянной экспозиции и превратить в исследовательский центр.

В июне 1967 года прошли первые в истории торги, посвященные балету. Дягилевская балерина Лидия Соколова оформила показ 18 костюмов в духе «Сильфиды», «Синего бога», «Жар-птицы» и «Парада»: юные артисты балета дефилировали в костюмах Нижинского, Карсавиной, Немчиновой и Чернышевой, в нужный момент застывая в «тех» позах. Идея оказалась не авантюрой, а вехой, и следом прошли аукционы 1968–1969 и 1973 годов.

Их итоги обнаружились в разных плоскостях. Были истории о влиянии на моду в целом и о покупке вещей знаменитостями в частности: Ванесса Редгрейв оказалась владелицей костюмов к «Весне священной», в том числе для Девы-избранницы, которую исполняла в свое время Лидия Соколова. Были истории ностальгически-анекдотические: собственную рукопись «Весны священной» Стравинский теперь покупал за 320 фунтов. Были явления масскульта: хиппи тоже кое-что перепало на торгах (цены тогда были приемлемые), и дягилевскими костюмами они дополнили свою повседневность. И были итоги культурные – оформилось три ключевых музейных собрания с костюмами «Русского балета Сергея Дягилева»: Музей танца в Стокгольме, Национальная галерея Австралии и лондонский Музей Виктории и Альберта, в рамках которого в 1974-м открылся Театральный музей. Третьяковке достался серовский занавес к «Шехерезаде», его экспонировали на ретроспективе художника в 2015–2016 годах. Обо всем этом в каталоге пишет коллекционер и исследователь Ольга Мазур.

Ирина Шуманова подчеркивает, что приобретение костюмов для музея «сенсация и чудо, потому что, к сожалению, мы не могли покупать (в частности, костюмы. – «НГ») на аукционах: в советское время у нас не было возможности присутствовать там, а потом, как только Третьяковская галерея вступала в аукцион, цена взвинчивалась. У нас был такой опыт с покупкой «Азбуки» Добужинского. Коллекцию костюмов мы смогли приобрести, упоенно торгуясь с владельцами Ольгой и Айвором Мазур, которые за это время стали нашими друзьями. Ольга Мазур стала для нас связующим звеном с первыми распродажами и исследователями творчества Дягилева в Англии, где прошли первые аукционы и второе рождение Дягилева. Ольга была знакома со многими балеринами и бывала в их домах. Она давно собирает все, что связано с этим импресарио, и помогает нам в создании дягилевского зала. Костюмы из собрания Мазур экспонировали на дягилевских выставках в разных странах, мы показывали их дважды, в Музее декоративно-прикладного искусства и в нашей экспозиции 2009-го «Видение танца». Мазур – и коллекционер, и исследователь, сотрудничает со специалистами из Музея Виктории и Альберта, они проводят атрибуции: иногда мы с ними соглашаемся, иногда спорим, но в любом случае это очень плодотворная работа. Кроме того, вместе с бывшим хранителем Музея Виктории и Альберта Сарой Вудкок Ольга Мазур разрабатывает дягилевский сайт».

От гримерки до репетиционного зала (сценография Сергея Чобана и Александры Шейнер лишь намекает на закулисье, зато бодрствует яркой раскраской стен), пренебрегая хронологией, показывают «Весну священную», «Русские сказки», «Полуночное солнце», «Шута», «Синего бога», «Шехерезаду», то, что осталось от неосуществленных балетов «Испания» и «Триана», «Половецкие пляски», «Литургию», «Песнь соловья», «Свадебку», «Золотого петушка» и «Жар-птицу». А на фотографиях – еще «Оду», «Ромео и Джульетту» да «Лиса» с «Кошкой».

В череде залов появится даже костюм придворной дамы к «Песне соловья», выполненный по эскизу Матисса. А вот огромный, 10 на 23 м, рериховский задник к «Половецким пляскам», который достался проводившему экспертизы к торгам 1968 и 1973 годов Филиппу Дайеру (с молотка эту работу пускать не решились из-за огромных размеров) и теперь тоже хранится в Третьяковке, на выставке репродуцирован (не очень удачно – в довольно темном павильоне, предваряющем основное пространство), поскольку проходит реставрацию для ретроспективы Рериха, которая намечена на конец будущего года.

Но оказывается, что вторую главную роль тут играет Наталия Гончарова. Это они с Михаилом Ларионовым как будто соревновались в наивности и дерзости, оформляя «Русские сказки», это она придумала вариации на тему монументальных испанок, это ее в том числе и не пригодившиеся эскизы к «Свадебке» обыгрывают народность в цветных контрастах, это ее эскизы к «Литургии» оглядываются на иконопись и даже форсируют угловатость строгих форм, но этой строгости не противоречит появляющаяся кое-где коллажность: для эскизов костюмов Гончарова использовала цветную фольгу. Это ее и головинские костюмы отвечают теперь за обе, 1910 и 1926-го, версии «Жар-птицы». И это ее эскизы к новой версии «Золотого петушка» 1937 года были сделаны уже для «Русского балета колонеля де Базиля» – с повтором придуманного в 1914-м, хотя, кажется, в некоторых лицах натуралистичность усилена до непривычного у Гончаровой уровня. Можно подумать, многие из этих театральных работ исполнены разными художниками.

В планах Третьяковской галереи на конец 2022 года был намечен международный проект «Искусство и мода. Русская нить», его анонсировали как первый в мире, посвященный влиянию отечественной культуры на мировую высокую моду. На вопрос «НГ», заменяет ли «Генеральная репетиция» ту выставку, Ирина Шуманова ответила, что нет, в «Искусстве и моде» должно было быть «только несколько костюмов» дягилевских балетов: «Просто мы хотели отметить юбилей Дягилева именно той выставкой, которая бы говорила в том числе о влиянии Дягилева на какие-то тенденции европейской моды. Но она отложена». 


Читайте также


Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
494
Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Елизавета Авдошина

Несколько слов об увиденном в преддверии 225-летия поэта

0
4386
 Выставка  "Пушкин. 225"

Выставка "Пушкин. 225"

0
2885
Считай сигналы, считывай систему

Считай сигналы, считывай систему

Дарья Курдюкова

К выставке Юрия Злотникова издана его рукопись "У истоков «Сигнальной системы"

0
2939

Другие новости