0
3186
Газета Культура Печатная версия

20.09.2022 19:06:00

Физика и виртуальность Cosmoscow

10-я ярмарка современного искусства завершилась, но работает виртуально

Тэги: Cosmoscow, галерея, искусство


Cosmoscow, галерея, искусство Коммерческая составляющая, конечно, не может быть панорамой того, о чем сейчас думают художники и галеристы. Фото агентства «Москва»

Статус международной у нынешней Cosmoscow выглядит скорее ностальгией – около 70 галерей, естественно, только российских, хотя некоторые представляют иностранных авторов, и цены в рублях. Cosmoscow хочет объединить галерейный мир в рушащемся мире реальном, и хотя мероприятие в Гостином дворе прежде всего выглядит длинным светским раутом, оно пытается поддерживать и новое в культуре. Будь то образовательная инициатива объявленного «Музеем года» Эрмитажа и Европейского университета – Школа искусств и культурного наследия, где обещают учить, в частности, реставрации произведений современного искусства, – или появление новых секций, сфокусированных на виртуальной реальности и, в частности, NFT.

Вопросы хранения и реставрации contemporary art, задействующего материалы совершенно разного толка, обсуждаются давно во всем мире. Один из реставрационных проектов Школы искусств и культурного наследия связан со знаменитой инсталляцией Ильи Кабакова «Красный вагон», которая, согласно комментариям в представленной на Cosmoscow презентации, «за 15 лет своего существования оказалась в удручающем состоянии». Осуществить реставрацию поможет фонд Cosmoscow. В том, что касается технологических исследований искусства, в школе создана лаборатория «Искусство и искусственный интеллект», то есть изучение культурного контекста и самой что ни на есть физической данности произведений будет совмещено.

Традиционно Cosmoscow делится на коммерческую (у Cosmoscow еще есть «сателлит», ярмарка молодого искусства blazar, проходившая в Музее Москвы) и довольно обширную некоммерческую части. В последней помимо Школы искусств и культурного наследия сформирована обширная публичная программа с дискуссиями, перформансами и даже концертом, имеются некоммерческие экспозиции-вставки в ярмарочное пространство. Так, «Художником года» выбран Валерий Чтак, чья «Выставка одинаковых картин» с глядящими друг на друга длинными рядами, по-чтаковски узнаваемых и едва отличимых одна от другой работ, обосновалась в самом центре Гостиного двора. В надписях «Нелинейный нарратив», переходящих с холста на холст, меняется только цвет последнего слова. Можно счесть это комментарием к реальности арт-сцены, абсурдистским, нелобовым и, вообще говоря, довольно жестким.

Коммерческая составляющая, понятное дело, не может быть панорамой того, о чем сейчас думают художники и галеристы, и сфокусирована на том, что продается. Получилось нарядно. InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna представила среди прочего холсты классика декоративно-китчевой современности Владимира Дубосарского: чайка с символом фунта стерлингов и львенок – с ним же. Если картина большая – по 3,15 млн руб., если маленькая – по 1,3 млн руб. Но новых владельцев у этой галереи сейчас нашли другие вещи, например работы Марии Сафроновой (1,08 млн руб.). Декоративно-эротические мотивы в альбоме шелкографий Айдан Салаховой «Секретный орнамент» на стенде Shaltai Editions готовы были отдать за 385 тыс. руб., и тогда владелец смог бы увидеть две «тайные», не показанные публично работы – либо поштучно за 50 тыс. руб. «Роза Азора» посвятила стенд гравюрам Ивана Языкова (появилась там и литера «С», новинка из начатой им в 1999-м «Книги букв»), характерным кропотливой выделкой деталей (от 20 тыс. до 2 млн руб.).

InGallery чествовали концептуально-психоделическую сновидческую графику и живопись Аркадия Насонова (от 50 до 860 тыс. руб.). Его соратника по группам «Облачная комиссия» и «Инспекция «Медицинская герменевтика» Павла Пепперштейна представляла галерея JART (графика около 240 тыс. руб., живопись по 3,3 млн руб.). Свой подход к «Ситуациям» (название картин-коллажей) между реальностью и сном у Оли Кройтор – эти ее работы галерея Syntax продавала за 450 тыс. руб. А объект «Что дальше», где часть детских кубиков с буквами прихотливо держится на стене, другие «осыпались» и из них каждый складывает свои слова и свой ребус, – за 300 тыс.

На Cosmoscow приехали галереи из Петербурга (стенд Marina Gisich Gallery c работами Петра Швецова, Александра Шишкина-Хокусая и Марии Кошенковой в начале ярмарки объявили лучшим, значит, в следующий раз институция участвует в ярмарке бесплатно), Калуги, Воронежа, но самое долгое путешествие проделала владивостокская «Арка». Кажется, только ленивые не фотографировали тут деревянную с косичками «Шаманскую маску (Автопортрет)» художницы из Приморского края Маши Ламзиной. В галерее рассказывают, что Ламзина сначала училась на фешн-дизайнера, стажировалась в Европе, открыла свой бренд и так стала известной. А в 2015-м сделала первую персональную выставку как художник. Дизайнера и художника тут, пожалуй, не разделить – акцент на фактурности, тактильности сделан и в текстильных «Тропиках», и в «Ротко в деревне», и в той самой маске (она стоит 150 тыс. рублей), примере недавнего обращения художницы к работе с деревом.

К последнему вечеру некоторые стенды запестрели отмечающими проданные произведения красными точками. Среди топовых сделок – «Голубая икра» Александра Косолапова (3,85 млн руб., галерея Syntax) и работа из серии «Без слов» Айдан Салаховой (1,4 млн руб., XL Projects). Кто не успел – не опоздал. На онлайн-платформе все работает до конца недели. n


Читайте также


Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
4818
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2493
В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

Геннадий Гутман

0
5822
Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
15639

Другие новости