0
4545
Газета Культура Печатная версия

13.09.2022 19:41:00

Скупой Леонид Якубович и лубянский гример

Эдуард Бояков открывает в столице Новый театр

Тэги: театр, новый театр, Эдуард Бояков


театр, новый театр, Эдуард Бояков Президиум на презентации театра. Фото пресс-службы Нового театра

Открытием театров Эдуард Бояков занимается уже 20 с лишним лет. В его «грибнице» и некогда сугубо андеграундный подвал театра «Практика», ставший символом эпохи Боякова-либерала, и попытка создания нового, неоклассического образа МХАТа им. Горького – символа той эпохи, когда Бояков окончательно превратился в неоконсерватора и почвенника. О создании очередного проекта театральный продюсер, теперь ставший символом госпропаганды от культуры, заговорил сразу после скандального увольнения с Тверского бульвара. Как бы в пику: отобрали очередной театр – создам новый, не привыкать.

О стиле управления Эдуарда Боякова ходят легенды, но главного не признать нельзя: Бояков умеет собирать вокруг себя людей и привлекать финансирование. Другой вопрос – на что. В нынешнее время его интересует раскол Руси, идущий, по его мнению, по сей день. Потому не случайно выбрана площадка: по заверению Боякова, спектакли Нового театра с принципом образовательного кластера будут играть по всей Москве, но основной сценой станет усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. Роскошная городская усадьба в стиле рококо и с богатой историей давно уже сдается в аренду под частные мероприятия – от свадеб до винтажных ярмарок, а идеи по задействованию сохранившегося исторического пространства возникали не раз.

Теперь Новый театр планирует играть здесь начиная с 18 ноября. Билеты уже продаются: от 5 тыс. до 20 тыс. руб. За счет продажи билетов и спонсорских вложений театр и планируют содержать. Представляя негосударственный статус Нового театра с попечительским советом, Бояков разъяснил позицию: «Государственные и негосударственные деньги – это разные деньги, по-разному работающие, и приводят они к разным художественным результатам. Не все возможно с госзакупками профинансировать. И зрители чувствуют, когда люди дают свои деньги не из-за жены или любовницы – мы же взрослые люди, понимаем, откуда какой логотип взялся на афише музея, – а когда это сознательное решение, связанное с социальной ответственностью».

Первая объявленная премьера – иммерсивный спектакль «Лубянский гример» по сюжету о крепостном театре рассказа Лескова «Тупейный художник», предлагающий «бродилку» по закоулкам усадьбы (Бояков: «Зрители будут перемещаться из одного невероятного интерьера в другой, надеемся, что игра актеров будет соответствовать»). Что, конечно, любопытно по локации, но влачится за модой пятилетней-восьмилетней давности, когда в столице был бум иммерсивов по особнякам.

Другие планы Нового театра не менее подустаревшие. Планируется возобновить «Лавр», поставленный Бояковым во МХАТе и забранный из его репертуара, как только были окончательно выкуплены авторские права (в главной роли Дмитрий Певцов). И продолжать, по сути, играть постановки МХАТа, к которым приложил руку Валентин Клементьев («Вишневый сад» с Анной Большовой, «Царский венец» по книге протоиерея Артемия Владимирова). Из свежих идей – инсценировать мольеровского «Скупого» с Леонидом Якубовичем в роли Гарпагона (к нему в дуэт – Евдокия Германова). Это при том, что Бояков отрицает антрепризность своего проекта…Также в будущей афише – «Агентура» от автора биографии Сталина в ЖЗЛ Рыбаса. А сам Бояков планирует режиссировать два названия, одно другого лучше: «Белая гвардия» и «Братья Карамазовы». Кажется, уже заранее видна вся идейная тенденциозность режиссерского замысла.

«МХАТ им. Горького был разгромлен – это очевидно, и то, что огромному количеству людей не было выгодно, чтобы этот набирающий силы пароход, метеор, снаряд продолжал врываться в тихую, спокойную картинку, это тоже очевидно», – убежденно и обиженно сказал Бояков, имея в виду время своего «правления» в доронинском театре.

Валентин Клементьев, некогда правая рука и опора Татьяны Дорониной, из МХАТа ушел вместе с Бояковым и теперь служит ему – задействован во всех его проектах, преподает в его частной актерской школе, за что получает бескрайнее поле для реализации своих режиссерских амбиций, которые актеру не дают покоя уже давно. Когда на презентации из зала упомянули Татьяну Васильевну, Клементьев помрачнел и осунулся, боясь, видимо, что вопросы будут обращены именно к нему, а после – спешно ретировался.

Еще одна режиссерская опора в Новом театре для Боякова – это Рената Сотириади, автор того самого нашумевшего дебюта Ольги Бузовой на сцене горьковского МХАТа. В идеологическом отношении «фундамент» новоявленного театра собираются закладывать на традиционализме, православии и даже старообрядчестве. Стоит только взять в руки буклет – и тебя припирают к стенке: «Есть ли у Нового театра враги? Да, есть – разновекторные тусовки, либо отменяющие русскую традицию, либо монополизирующие право на любовь к Родине».


Читайте также


Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Геннадий Гутман

0
921
Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Владимир Дудин

Античную трагедию представили в Иркутском музыкальном театре

0
1493
В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3956
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
4212

Другие новости