0
3481
Газета Культура Печатная версия

11.09.2022 19:19:00

Театр «на службе», или Женское счастье "На Трубе"

Вахтанговский, Школа современной пьесы и Театр Наций знаково вступили в сезон

Тэги: театры, зарубежный репертуар, гастрольные планы


театры, зарубежный репертуар, гастрольные планы Александр Бастрыкин на открытии памятника артистам Вахтанговского театра. Фото со страницы СК РФ в «ВКонтакте»

В театрах сокращается зарубежный репертуар, тяжело проходят переговоры по авторским правам европейских писателей, гастрольные планы за пределами России ограничиваются Средней Азией и Израилем, а стратегическое присутствие чиновников и даже силовиков в московской театральной среде стремительно наращивается.

Исключительный резонанс возымело присутствие на открытии 102-го сезона Театра Вахтангова Александра Бастрыкина. Вместе с привычным пулом чиновников (Владимир Толстой, Алла Манилова, Александр Кибовский) глава Следственного комитета России выступил на церемонии открытия памятника Юрию Яковлеву, Владимиру Этушу и Василию Лановому, который установили в Калошином переулке перед Симоновской сценой. Бастрыкин произнес речь, напомнив собравшейся труппе о страницах войны в судьбах народных артистов – корифеев Вахтанговского, а также о том, как они принимали участие в патриотическом воспитании молодых следователей. «Сегодня, в эти непростые дни, нашему государству как никогда нужна поддержка творческой, театральной интеллигенции», – обратился Бастрыкин к внимающей аудитории с более чем прямым месседжем. И, поздравляя театр от лица следственных органов, добавил с приветливой интонацией: «А мы – всегда рядом».

Представитель одного из главных силовых ведомств страны наградил пятерых артистов труппы медалью «350 лет Петра I», а еще прочел с арбатской сцены свое стихотворение… Но театр, вступающий в новый сезон без художественного лидера («мы оголены перед всеми», – сказал Кирилл Крок), совсем не ожидал бурной общественной реакции на своего гостя, чьему приезду зрители в соцсетях стали находить исторические параллели – от Ягоды до Ежова. Кроку даже пришлось написать своеобразное объяснительное послание в Сети о том, что присутствие Бастрыкин только «знак настоящей дружбы». Но, кажется, поверили ему не все.

А в «Школе современной пьесы» (ШСП), где сезон открыл новый худрук Дмитрий Астрахан, планируется премьера по пьесе «Женское счастье». Ее в соавторстве написал полномочный представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Арбитражном судах Михаил Барщевский, и уже репетируют – только вот незадача: один режиссер начал и отказался, пришлось срочно искать замену. Остальные планы театра на этом фоне смотрятся жиденько. Островский, Гоголь, Сухово-Кобылин, которые, по словам Астрахана, должны ввести классическое направление в репертуар театра на Трубной, смотрятся по-школьному тяжеловесно. Ситуацию пока спасает такая интригующая репертуарная пара: готовится постановка по переписке Курбского с Грозным и «Тетка Чарлей». Хотя новый худрук и пообещал сохранить традицию взращивания новых имен, но сказал без экивоков: «Современные пьесы – дело хорошее, но артист растет в ролях, которые написаны великими авторами. Бесспорными».

Дмитрий Астрахан вообще неожиданно взял очень демократичный, располагающий тон на сборе труппы, с которой ему только предстоит толком познакомиться. «То, что я кинорежиссер – это случайность в моей биографии. Я изначально человек с абсолютно театральным образованием... В последнее время я ставлю спектакли, люблю это делать, делал это во всех городах нашей страны». Рассказал сначала про себя, о своем ленинградском прошлом (о Германе-старшем, Товстоногове, Фоменко, которые повлияли на его карьеру), потом про то, как ему в Москве «после очередной премьеры» еще два года назад предложили «взять театр», а он и согласился, но что дадут – не знал. «Так что (по поводу театра Райхельгауза. – «НГ») вопрос решался без меня», – бесхитростно поделился он с актерами то ли извиняющимся, то ли отстраняющимся тоном, отметив, что знаком со своим предшественником до назначения не был, но сейчас поддерживает с ним связь. И, как новый худрук рассказал позже «НГ», Иосиф Райхельгауз продолжит вести свой заочный актерско-режиссерский курс ГИТИСа при ШСП. Остальное участие в жизни театра, дал понять Астрахан, зависит от выбора самого режиссера. Спектакли Райхельгауза пока из афиши убирать не планируется.

Актеров же преемник пригласил приходить к нему со всеми мечтами и предложениями. Александр Галибин осторожно задал вопрос, беспокоящий всю притихшую труппу: о приглашенных артистах – планируются ли, не станет ли труппа вторым составом на фоне, и как быть с тем, что труппа состоит по большей части из учеников Райхельгауза, а значит, работает в его стиле. Астрахан аккуратно завернул разговор: «Есть язык профессии, ремесла. Теоретизировать можно бесконечно – как говорится, война план подскажет, будем репетировать!»

Театр Наций уже не сможет работать в прежнем виде: уехали ведущие актрисы, на которых держалась добрая половина репертуара, – Чулпан Хаматова и Ингеборга Дапкунайте. А самое главное – изюминка театра была в ежегодном приглашении звезд западной режиссуры (но стоит отдать должное, последние годы внимательно отбирались и лучшие российские, не только мэтры, но и дебютанты). В текущие спектакли активно делаются вводы. Отвечая на вопрос «НГ» после презентации афиши сезона, Евгений Миронов подтвердил, что почти все спектакли остаются в репертуаре (в том числе «Мастер и Маргарита» Робера Лепажа), а вот насчет «Горбачева» он еще «не принял окончательное решение». «Это сложнее сделать, чем в других вводах», – сказал худрук. Однако, с учетом того что десятилетний хит театра «Рассказы Шукшина» не стоит в ближайшем репертуаре, ожидать возвращения обеих постановок Алвиса Херманиса не имеет смысла. Латвийский режиссер высказал позицию по России однозначно.

Представляя будущую премьеру Юрия Бутусова «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» на сцене Театра Наций, Евгений Миронов сказал: «Вы прекрасно понимаете, что сейчас не очень просто с правами и театры меняют свои планы, тем не менее Том Стоппард отнесся с пониманием и предоставил нам права» (еще одну пьесу британского живого классика «Леопольдштадт» поставит Алексей Бородин в РАМТе).

По правде говоря, на народного любимца было невыносимо смотреть: гамлетовский взгляд Миронова выражал скорбь, которую не могла скрыть дежурная озаряющая улыбка. «Театр сегодня – важнейшая институция, как вы, наверное, сами чувствуете, потому что театр объединяет, несмотря ни на что, дарит надежду». Но верит ли он сам в эти слова, когда говорит о сыгранных для детей Донбасса спектаклях? 


Читайте также


Зрителей возвращают в старину

Зрителей возвращают в старину

Елизавета Авдошина

В "Мастерской Петра Фоменко" и Театре Моссовета невест выдают замуж

0
5662
Московские театры нашли чем приманить детей зимой

Московские театры нашли чем приманить детей зимой

Что изменилось в новогодних постановках за последние годы

0
4084
Как живет опера после распада СССР

Как живет опера после распада СССР

Марина Гайкович

Музыкальные театры бывших союзных республик работают в очень разных условиях

0
6088
"Золотая маска" ждет ребрендинга

"Золотая маска" ждет ребрендинга

Елизавета Авдошина

Марина Гайкович

Экс-дирекция премии в последний раз объявила номинантов

0
5296

Другие новости