0
6222
Газета Культура Печатная версия

04.09.2022 18:28:00

Франдетти выходит в дамки, имя Крымова вымарывают из афиш

Театральный сезон в столице начинается с массовых отмен

Тэги: театры, премьеры, репертуары, цензура, отмены, дмитрий крымов, райхельгауз, град, ленком, франдетти

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

театры, премьеры, репертуары, цензура, отмены, дмитрий крымов, райхельгауз, град, ленком, франдетти Спектакли Дмитрия Крымова остались только в театрах федерального подчинения. Фото агентства «Москва»

Театры отказываются от задуманных премьер – из-за проблем с авторскими правами, а также моральной неуместности некоторых названий, о чем честно объявил Константин Хабенский в МХТ им. Чехова. Художественный театр, кстати, снимает из-за малого спроса некоторые постановки Сергея Женовача («В окопах Сталинграда») и его учеников. Но Сергея Васильевича можно только поздравить: свой «совершеннолетний» сезон его Студия театрального искусства открывает вновь в статусе самостоятельного федерального театра. История с нелепым присоединением в виде филиала к Художественному театру вернулась на круги своя, изрядно потрепав нервы ее участникам.

То, чего все боялись, после летней паузы все-таки случилось. Цензурируются репертуары театров. За антимилитаристские высказывания в соцсетях сняты постановки Александра Молочникова в Большом театре и Театре на Бронной. Отменены все спектакли Дмитрия Крымова, поставленные в осеннюю сетку репертуара в Театре имени Пушкина («Костика» сыграли последний раз в июне при полном аншлаге), Мастерской Петра Фоменко, «Школе современной пьесы» («Все тут») и «Школе драматического искусства», не считая еще «не рожденного», но приостановленного «Питера Пэна» в «Современнике». Делается это с наивным прикрытием «по техническим причинам», грубо и в спешке – буквально за один день. Театры оказываются в крайне некрасивой ситуации перед зрителями, которым сейчас обязаны вернуть деньги за давно уже приобретенные билеты, и терпят большие финансовые потери. Так, «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» с Евгением Цыгановым просто-таки «кормит» фоменок. Независимое агентство «Арт-партнер» Леонида Робермана также опубликовало репертуар без спектаклей Крымова. Музей Москвы, где игрались «Борис» и «Двое», естественно, не продлил договор. Попытка вывезти спектакль («Борис») на гастроли тоже не увенчалась успехом – Фестиваль «Балтийский дом» в Петербурге отменил привозные показы Крымова и Иосифа Райхельгауза.

В «Школе драматического искусства» (ШДИ) абсурд ситуации усугубляется тем, что оба спектакля Крымова – «БеЗприданница» и «О-й. Поздняя любовь» – по Островскому. К юбилею главного российского драматурга в 2023 году театры с подачи учредителей готовятся в поте лица, специально планируют тематические премьеры, образовательные подотчетные мероприятия, подаются государственные гранты для их проведения. Но такие мелочи уже мало кого волнуют. Задача ясна – уничтожить любое присутствие «белоэмигранта». Однако спектакли театров федерального подчинения пока не тронуты – «Му-му» в Театре наций и «Сережа» в МХТ.

Впрочем, к примеру, директору ШДИ Ольге Соколовой и вовсе не привыкать бороться с крымовским следом в театре, огромный пласт его спектаклей «похоронен» по личной инициативе администрации театра уже давно. Поэтому объявленные на открытие 36-го сезона планы театра по фактическому переименованию присоединенного ранее Центра имени Мейерхольда (ЦИМа) в «Сцену на Новослободской» вполне вписываются в «стилистику» этой менеджерской стратегии. Имя Мейерхольда «незаметно» уходит в небытие. И чтобы окончательно перечеркнуть память о четверти века работы ЦИМа, в интернете ликвидированы оба его сайта со всем архивом – под предлогом переноса домена.

Давление на театры чиновниками настолько грубо сработано, что получает критические отклики от своего же «цеха». Провластные телеграмм-каналы иронизируют и над репертуарными зачистками, и над идеологическими запросами «группировки» ГРАД. За именем депутата Дмитрия Кузнецова («Справедливая Россия – За правду») театры начали получать письменные разнарядки по постановкам об «ополчении на Донбассе» и в «поддержку ВС РФ», по которым театрам якобы срочно надо отчитаться либо предоставить синопсисы будущих премьер.

Театр им. Гоголя под новым руководством поредел наполовину, все ученики Кирилла Серебренникова («Седьмая студия») театр покинули, и за рекордно короткий срок нужно пополнить труппу на два десятка человек. Не только с кем, но и с чем будет открываться театр, как запланировано, в конце сентября – большой вопрос. Большая часть репертуара канула в Лету. Зато творческие работники, которые 10 лет назад не смогли или не захотели сотрудничать с Серебренниковым, теперь вновь пробуют вернуться на работу. По информации «НГ», в связи с законодательным нюансом – актеров невозможно уволить (именно поэтому теперь по новой схеме подписываются временные контракты, а не бессрочные ставки) – и некоторые сотрудники эпохи Сергея Яшина (худрук до 2012 года) продолжали получать зарплату, но не участвовали в жизни театра, теперь они вновь могут пополнить штат. То есть время не только в художественном, но и в прямом смысле откатилось назад. Символическая деталь: теперь фойе театра опять сделают закрытым, и войти в здание на Казакова можно будет только по билету на спектакль.

На сборе труппы в «Ленкоме Марка Захарова» разыграли дуэт в розовых тонах. Директор Марк Варшавер и новый главреж Алексей Франдетти оделись в розовые костюмы-тройки, а артистов награждали розовыми гвоздиками. Романтический флер в честь открытия солидного сезона (исполняется 95 лет ТРАМу-«Ленкому») нарочито шел вразрез с мировым хаосом. Франдетти, признавшийся в любви «Ленкому», выглядел юным и бесстрашным мальчиком на фоне внушительного «политбюро»: Варшавер, не забывающий напомнить, кто здесь главный, корифей Александр Збруев, глава худсовета театра (народный артист отпраздновал недавно 60-летие работы на сцене «Ленкома»), продюсер Валерий Янклович, которому на сборе труппы была отдана почетная миссия воспеть дифирамбы Варшаверу, в частности, развеять «мифы и легенды» о губительности вторых составов в спектаклях Захарова и обелить себя – не просто так, мол, Захаров отдал нам права на постановки. Обе темы муссировались в прошлом сезоне.

Для Франдетти сезон будет ударным. В «Ленкоме», куда режиссер официально пришел на три года, он планирует поставить хип-хоп оперу «Маяковский» (музыкальный продюсер – Василий Вакуленко (Баста) и команда Gasgolder) и уже сейчас призвал артистов подтягивать вокал. А еще должен выполнить более ранние контракты: выпустить музыкальную «Свадьбу Кречинского» в Малом театре и мюзикл «Обыкновенное чудо» в петербургском ТЮЗе имени Брянцева, упомянул он и про планы в театре Образцова. 


Читайте также


Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
3466
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
5772
У них

У них

0
2890
Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Александр Матусевич

О культурном ландшафте самого западного российского мегаполиса

0
8122

Другие новости