0
6129
Газета Культура Печатная версия

01.09.2022 18:50:00

Город, прошедший сквозь жернова истории, имеет право призывать к миру с помощью музыки

Оправдание острова Канта

Тэги: калининград, остров канта, фестиваль, территория музыки


калининград, остров канта, фестиваль, территория музыки Важный для фестиваля в Калининграде жанр – камерно-вокальный. Фото © Пресс-служба фестиваля

В Калининграде на площади перед Кафедральным собором на острове Канта прошел фестиваль «Территория мира. Территория музыки» с подзаголовком «Три разных дня».

Мы живем отнюдь не в фестивальное время, если вспомнить, что фестиваль есть празднество. Какие могут быть массовые увеселения, когда нескончаемые новостные ленты предапокалиптических тревог день за днем держат мир в зоне турбулентности? Но «Территорию мира. Территорию музыки» придумали в Калининграде несколько лет назад, когда все нынешние угрозы казались продуктом буйной воспаленной фантазии, далеким от реальности.

Сегодня это название оказалось не только злободневным, пророческим, но и чем-то сродни манифесту, достойному Калининграда. Этот город, прошедший сквозь жернова истории, имеет право призывать к миру, тем более с помощью музыки. Территория острова, на котором находится не только величественный собор с одним из лучших в стране, да и в Европе, органом, но и могила Иммануила Канта, которая кажется сегодня еще и территорией морального спасения, сакральным местом силы, способным влиять, изменять и улучшать.

Да и в целом в перспективе Калининград, самый западный город России, мог бы стать альтернативной фестивальной столицей страны: слишком много магнетизирующих аттрактивных точек в этом месте пересечения разных культур, стилей, эпох, менталитетов. Такого количества по-европейски толерантных, обходительных, деликатных горожан, готовых не только рассказать, где что находится, но и проводить буквально под ручку до объекта поиска, не сыщешь сегодня, к сожалению, ни в Москве, ни в Петербурге.

Все фестивальные дни «Территории мира» получились разными по программам, но выдались ровными по погоде, неправдоподобно прекрасной для этого времени года, напомнив слова песни Аллы Пугачевой «Три счастливых дня». Жаркие, нетипичные для конца августа дни, когда температура на столбиках термометра доходила до 30, сменялись благоуханно мягкими, безветренными, упоительно теплыми медовыми вечерами со звездным небом – безупречными для формата опен-эйр. Партер все три дня был заполнен под завязку, дойдя до крещендо на финальном джазовом вечере.

Нет ни малейшего сомнения, что организаторам «Территории мира» в лучшие времена настежь открытых границ придется думать об увеличении площади партера (для которого там есть еще много места), поскольку и зарубежные гости города могли бы пополнить фестивальную статистику посещаемости. «Свидание с оперой», «Рахманинов-гала» и «Воскресенье. Лето. Джаз» образовали три живописных главы фестивального триптиха, которые даже на бумаге притягивали своими замысловатыми многообещающими сюжетами. Сопрано Аида Гарифуллина, которая открывала «Территорию» вместе с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, впервые оказалась в Калининграде и сразу, по ее признанию, «влюбилась в этот город». Вместе с тенором Бехзодом Давроновым они представили программу арий и дуэтов из опер Пуччини, Верди, Беллини, Дворжака, Чайковского, смодулировав в последней трети в неакадемическую музыку.

Микрофонная подзвучка и работа звуковиков, прижавших многие группы оркестра, далеко не всегда играла правильную роль, искажая подлинность симфонического звучания, из которого исчезали естественная красочность и многие подголоски. Если опытная Аида, знающая толк в слабых сторонах опен-эйров, владела ситуацией почти на 100 процентов, то тенор, увы, многократно будто бы терял связь с оркестром, сползая с чистого тона. Однако оба солиста небезуспешно создавали фестивальность настроения своими свежими, льющимися, тембрально красочными голосами. Публика показала свою разборчивость в поначалу даже чересчур деловых, чисто вежливых, «чтобы не обидеть», аплодисментах, но ближе к финалу двухчасового шоу оттаяла, поняв, что предлагают все же не халтуру.

«Рахманинов-гала» познакомил калининградцев с новыми именами недавно прошедшего Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов им. С.В. Рахманинова двумя Иванами – пианистом Бессоновым и дирижером Никифорчиным. Программу концерта наряду с хрестоматийным Вторым фортепианным концертом уснастили симфонической картиной «Утес» и не столь запетыми романсами. Концерт открыла солистка Большого театра сопрано Анна Аглатова. Организаторы рискнули и не проиграли, решив дать певице в партнеры не большой оркестр, а пианиста Ивана Бессонова, таким образом отыграв еще один стратегически важный для фестиваля жанр – камерно-вокальный, на котором только и можно воспитать по-настоящему культурного слушателя. Большая мастерица вокальной филиграни, Анна Аглатова показала и тонкое чувство рахманиновского стиля, и рост своего голоса, которому сегодня подвластны не только легкомысленные моцартовские субретки или россиниевские выдумщицы-виртуозки, но и глубокие чувства лирических героинь. Ее первым нотам предшествовал бой башенного колокола, словно благословив сопрано с небес. С Иваном Бессоновым у них возник невероятно интересный дуэт кудрявого блондина, словно царевича из русских сказок, и жгучей южной брюнетки, чье обаяние и страсть особенно пригодились в воплощении романса «Не пой, красавица, при мне...». Трудно было сдержать слезы, когда Анна пропела: «...напоминают мне оне былую жизнь и берег дальний», смысл которых Рахманинов усилил своими психологически насыщенными гармониями и интонациями. Да и «Сон» на стихи Ф. Сологуба о том, что «в мире нет ничего вожделеннее сна», певица исполнила, не оставив сомнений в психотерапевтической спасительности сна, куда сегодня ушли воспоминания о безоблачном довоенном прошлом. Певица завораживала теплотой, чистотой и проникновенностью интонирования, ведя с двадцатилетним пианистом трепетный диалог, бережно уча его искусству неторопливо слушать и слышать друг друга.

Джазовый вечер собрал самый большой зал поклонников, доказав феноменальность возникшего за океаном афроамериканского искусства, рожденного из встречи разных культур и традиций во имя мира и любви. Маэстро Борис Фрумкин легко и непринужденно чередовал конферанс с управлением Государственным камерным оркестром джазовой музыки им. Олега Лундстрема. Желанным гостем стал виолончелист Борис Андрианов, задиристо, остроумно и очень быстро, как комета, исполнив Концерт для виолончели и духового оркестра Фридриха Гульды и тут же умчавшись дальше, согласно графику, в аэропорт – радовать своим искусством свет, как никогда раньше нуждающийся в адекватности, правде и любви. 

Калининград–Санкт-Петербург


Читайте также


Фестиваль российского кино завершился в Дубае

Фестиваль российского кино завершился в Дубае

0
1185
"Голос флейты" выражает время

"Голос флейты" выражает время

Марина Гайкович

Одноименный фестиваль прошел в Нижнем Новгороде

0
3718
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
8922
От "Невесомости" к "Перезагрузке"

От "Невесомости" к "Перезагрузке"

Георгий Соловьев

В рамках проекта "Зима в Подмосковье" проходят крупные художественные выставки и фестивали

0
10692

Другие новости