0
3770
Газета Культура Печатная версия

29.08.2022 17:51:00

"Выкса-фестиваль" взял курс на театрализацию

По домам и по водам

Тэги: выкса, фестиваль, концепция, театрализация, благотворительность, общество


выкса, фестиваль, концепция, театрализация, благотворительность, общество Градообразующее предприятие вкладывается в создание в Выксе арт-среды. Фото со страницы фестиваля в «ВКонтакте»

Экс-«Арт-Овраг» в Выксе Нижегородской области, летний фестиваль новой культуры «Выкса-фест», прославившийся модернизацией городского пространства с помощью современного искусства, сменил концепцию. Спустя десятилетие существования и почти сотню накопленных объектов стрит-арта в 50-тысячном городе фестиваль ныне под кураторством Федора Павлова-Андреевича взял курс на театрализацию.

Выкса – без преувеличения уникальный пример того, как благотворительность преображает общество, если инструментарий для этого филантропия и искусство. Градообразующее предприятие, металлургический завод, вкладывается в создание в Выксе арт-среды, и поэтому сегодня серые окраинные районы города украшены красочными граффити, а старинный усадебный парк насыщен инновационными скульптурами, объектами паблик-арта. Выкса – постсоветский моногород с типовой застройкой, где только кое-где остались еще деревянные дома с наличниками. А из каменной старинной архитектуры живы только избранные церкви и главное украшение города – господский дом усадьбы (роскошно отреставрированный; теперь здесь единственный в городе музей) и контора заводчиков братьев Баташевых, основателей здешнего металлургического производства с XVIII века.

Они-то и развивали местность, а еще содержали домашний театр, известный за пределами Нижегородской губернии. Здесь выступали крепостные актеры и знаменитости из столицы. Было построено каменное приусадебное здание по образцу Малого театра (позже было отдано под хозяйственные нужды), и в 1830-е годы театр занимал третье место после Одессы и Риги среди провинциальных театров, отличаясь сценическими эффектами и пышностью постановок. Управляющий имением Шепелевых-Баташевых был опекуном актрисы Пелагеи Стрепетовой, а одним из распорядителей заводов в 1840-е годы был отец драматурга Сухово-Кобылина, и тот в Выксе написал одну из частей своей знаменитой трилогии «Свадьбу Кречинского»; дьякон фамильной приусадебной церкви Иван Криницкий учился у дирижера театрального хора и театрального балетмейстера… Словом, в Выксе богатые театральные традиции, которые, к несчастью, по большей части прервались с исчезновением родового дворянского гнезда. И своего профессионального театра за советское время Выкса не обрела.

Поэтому идея новой команды фестиваля представляется перспективной. И за два летних сезона удалось немало. Главной креативной задачей стала театрализация жизненного опыта выксунцев разных поколений. А местные жители и вправду поражают энергией и разнообразием своих жизненных интересов, тут нередкое дело, когда человек имеет активное культуртрегерское хобби, видимо, в силу специфики малого города, где почти половина жителей так или иначе связана с тяжелым промышленным производством.

Отсюда вырос целый цикл site-specific спектаклей в жанре походного театра. Режиссером выступил Андрей Маник (выпускник мастерской Каменьковича–Крымова в ГИТИСе). Все четыре объединяет акцент на личный, человеческий опыт героев спектакля в призме впечатлений от города («По углам», «По домам», «По водам») или профессиональных знаний, как в спектакле «По цехам», который, по сути, является экскурсией по заводу в рамках промышленного туризма. И именно фестиваль «открыл» для города и туристов заводские цеха, а также пригласил художников расписать снаружи избранные заводские корпуса – теперь здесь оживляют производственный брутализм муралы Эрика Булатова и Миши Mostа.

В гастрономическом спектакле «По домам» зрителей разбивают на группы, и каждой достается гостевой маршрут из трех точек. Небольшой компанией зрители поочередно заходят в гости к местным жителям, которые согласились принять участие в проекте и приготовили дома важное для себя блюдо к встрече гостей, о его рецепте и рассказывают, перемежая субъективными переживаниями и воспоминаниями. Корреспондент «НГ» побывала на лагмане у реставратора, на досуге проводящего исторические игры-реконструкции, пробовала «свадебный» пирог-курник у экономиста, которая в свободное время занимается с детьми музыкой, а с пенсионерами скандинавской ходьбой, а еще одна экономистка, неустанно участвующая в волонтерских движениях, поделилась рецептом творожного сочника, полученного от бабушки (для сытности и дешевизны в него раньше добавляли пшенку).

«По углам» зрители проходят маршрут, где краеведческие сведения перемежаются с городскими байками от словно бы «мимо проходящих» местных маргиналов, а ведут по точкам подростки, так что гопническая романтика тут помножена на наивность юных душ. «По водам» зрителей возит по Верхневыксунскому пруду действующий арт-объект, «Плот мечты» Екатерины Кулевой, уже своеобразный символ «Выкса-фестиваля», построенный в виде огромной красной прищепки с крыльями. А рассказчиками на нем становятся два местных спортсмена: один – тренер по самбо, в другой версии судоходный спектакль ведет, рассказывая о гидросистеме прудов и о своей биографии, тренер парусного спорта.

Форма сторителлинга, или даже по-старинному – народного сказительства, открывает вдруг кладезь энергетики людей на родной земле, затасканное слово «патриотизм» вдруг осмысляется заново, он здесь ощутимо разлит в воздухе, в улыбках людей, с воодушевлением и без стеснения рассказывающих с импровизированных подмостков о своем Доме или Деле.

Попытку инсценировать литературный материал (правда, крайне несценичный) с непрофессиональными актерами предприняла актриса Алина Насибуллина («Мастерская Брусникина») с художницей Ваней Боуден. В ДК речников поселка Шиморское на берегу Оки с воспитанниками местного центра для детей из неблагополучных семей спектакль-бродилка движется по сюжету малоизвестного верлибра Людмилы Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник», где характерно для Петрушевской черный мрак жизни только пытается преобразиться лучом света. И это тот случай, когда невозможно сказать наверняка, кому важнее этот опыт театрализации жизни, «арт-терапия», взрослым зрителям, которых молчаливые дети ведут за руку по разваливающимся закоулкам советского Дома культуры, словно застывшего во времени, почти прообразу страны. Или самим детям, которые уже привыкли жить полусиротами (в реабилитационный центр их забирают, когда родители уходят в затяжной запой). Но одно понимаешь четко, сколь бы эпично ни смотрелись такие развалины – их время прошло, а их романтизация губительна, шаг в будущее – это и ментальные изменения, и материальные. Так что хочется верить, что фестиваль, ставший драйвером колоссальных изменений облика и внутреннего устройства Выксы, поможет и в этом деле. 

Выкса–Москва


Читайте также


У нас

У нас

0
1298
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3164
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2745
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
7811

Другие новости