К концу спектакля уже не будет так очевидно, кто из героев – жертва. Фото с сайта www.helikon.ru
Театр «Геликон-опера» традиционно начал сезон в середине августа – первым из московских музыкальных театров. Прошлый сезон прошел под лозунгом «Геликон» любит, «Геликон» обнимает, «Геликон» ждет», следующий, 33-й, получил девиз «Под сказочным небом «Геликона».
Старт был дан необычный – в театре снимается фильм-опера «Пиковая дама» совместно с телеканалом «Россия-Культура». Этот проект – эксперимент, жанр, довольно популярный в ХХ веке, в том же времени и остался: в новой, прежде всего технологической реальности оперу экранизируют впервые. Особняк княгини Шаховской идеально подходит для оперы Чайковского, а иные совпадения выглядят знаковыми. Так, спальня Графини снимается с интерьерах гостиной Елены Образцовой, которая, как известно, эту партию пела всю свою творческую жизнь. А старинные часы подарили наследники Сергея Зимина – легендарного антрепренера, чья частная опера какое-то время располагалась тут же, на Большой Никитской. Часы, зеркало, все еще привлекательная Графиня, без клюки и парика – судя по деталям, Дмитрий Бертман воплощает идеи своей мистической постановки (см. «НГ» от 13.12.17).
Следующий сезон, если говорить о крупных премьерах, «Геликон» посвящает итальянской опере. Ближайшая премьера – «Богема» Пуччини (28 сентября). И вновь экспериментальная – под руководством Бертмана постановку готовит молодежная команда. Ее участников выбрали в ходе творческого конкурса, в котором победили режиссеры Елизавета Корнеева, Дмитрий Отяковский, Михаил Сабелев, Ляйсан Сафаргулова. Все они в свое время принимали участие и даже стали лауреатами Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» – ноу-хау Бертмана, решившего, что такое состязание подтолкнет карьеру талантливых ребят. Художником-сценографом постановки станет Ирина Сид, художниками по костюмам – Федор Архипов и победитель Национального чемпионата творческих компетенций ARTMASTERS Елизавета Холмушина, другой лауреат этого конкурса – Максим Греллер – выступит в качестве художника по свету. Музыкальным руководителем постановки станет еще один новоиспеченный лауреат – маэстро Филипп Селиванов, который в июне триумфально выиграл Конкурс им. Рахманинова в Москве.
Оперу итальянского композитора Джанкарло Менотти «Медиум» поставят на сцене Белоколонного зала княгини Шаховской режиссер Илья Ильин и главный дирижер театра Валерий Кирьянов. Сам Дмитрий Бертман уже будущим летом представит свою интерпретацию «Сельской чести» Масканьи в команде с дирижером Евгением Бражником и своими постоянными соавторами – художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой.
Итальянской оперой завершился и прошлый сезон: это была вердиевская «Аида», прозвучавшая мощно и трогательно. Роскошные, даже гламурные декорации с огромными египетскими статуями на фоне личной трагедии становятся ничтожными, пленники – коварными предателями, а любовь – химерой, не созидающей, но разрушающей силой. В седьмой картине словно падает пелена, и причудливые фигуры становятся страшными корягами, величественные пирамиды – игрушечными. Безумная Амнерис сходит с котурнов, теряет статус принцессы и в отчаянии молит лишь о мире, Аида предпочла жизнь, а не романтическую жертвенную смерть с возлюбленным. Голос Аиды – мираж, который существует лишь в воображении Радамеса, как и подземелье. Он, полководец-победитель, в одиночестве ползает по выжженной земле, пытаясь поймать два сплетенных между собой солнечных луча, прорезывающих темноту. Этот свет только и связывает Радамеса с миром – до тех пор, пока не погаснет.