0
5281
Газета Культура Печатная версия

15.08.2022 18:44:00

Российские музыканты закатывают рукава

Москва готовится к новому концертному сезону

Тэги: москва, культура, концертный сезон, филармония, зарядье, программы

Все статьи по теме "Санкционные войны"

москва, культура, концертный сезон, филармония, зарядье, программы В «Зарядье» будет новый директор. Фото агентства «Москва»

Скоро начнется концертный сезон: Москва – еще четыре-пять лет назад один из музыкальных центров Европы и в общем-то мира – встречает его с большими потерями. Но, как говорятся, кто-то теряет, а кто-то находит. Менеджмент, закаленный двумя сезонами пандемии, не комментируя публично ситуацию, формирует афишу, артисты (российские) закатывают рукава: в отсутствие гастролеров работать придется больше.

Российская исполнительская школа крепка настолько, что может без потерь обеспечить не один концертный сезон. Это было очевидно в пандемию, очевидно и сейчас: крупнейшие концертные организации Москвы – Московская филармония и зал «Зарядье» – весной запустили продажу абонементов и билетов. Пробегая репертуар, без труда замечаешь и крупные оркестры, и имена мастеров, и – молодежь. Мелькают имена солистов, дирижеров, которые в лучшие времена получили бы малые залы, а сегодня им выпал шанс сыграть в больших – и это, разумеется, не значит, что они не были достойны, но вовлеченность Москвы в мировую концертную практику диктовала свои правила. Сейчас же у музыкантов есть шанс проявить себя.

Можно представить, какое разочарование испытывает Алексей Шалашов – директор Московской филармонии, чьими стараниями московская афиша не уступала берлинской или парижской (да и нью-йоркской), – вынужденный сейчас словно отступить на 10–15 лет назад. Правда, уже в ситуации иных бюджетов и доверия публики – и то, и другое заметно повысилось. Филармония, скорее всего надеясь на чудо (завершение СВО), пока не объявляет репертуар больших залов (Концертный зал им. Чайковского, Филармония-2) на вторую половину сезона.

Все же, если заглянуть в неизвестное будущее, мощный исполнительский ресурс – не единственное, что делает афишу интересной. Без западных звезд и коллективов, чьи выступления становились кульминацией – или хотя бы изюминкой – концертных сезонов, сейчас логика планирования должна измениться, с акцентом не столько на имени, сколько на программе. Понятно, что если Первый концерт Чайковского 15 раз сыграет Денис Мацуев, зал будет полный. А вот если другой пианист – будет ли аншлаг уже на третий раз? Так что продюсерским отделам брошен вызов. И они этот вызов, конечно, принимают. Например, делая ставки на новую музыку. Номер один в абонементной программе МГАФ – фестиваль «Другое пространство. Continuo» с мировыми премьерами; в «Зарядье» анонсирован проект к юбилею Рахманинова, где вместе с опусами классика прозвучат новые сочинения. Хештегу Малер – очередной монографический проект «Зарядья», где все симфонии композитора прозвучат в исполнении разных российских оркестров, филармония отвечает абонементом «Пятая симфония» с самыми знаменитыми Пятыми симфониями (увы, без Бетховена!). Барочный репертуар, фольклор, детская афиша, образовательные программы, камерная музыка в бесконечном ее разнообразии – сезон будет!

Тем не менее кое-какие внутренние сюжеты внушают беспокойство. Три федеральных оркестра фактически остались без творческого лидера. Павел Коган, худрук Московского государственного академического симфонического оркестра, после начала СВО уехал из страны, Василий Петренко сложил полномочия художественного руководителя Госоркестра России, Михаил Плетнев еще в пандемию уехал из страны и руководит Российским национальным оркестром на расстоянии, встречаясь с ним только в зарубежных поездках. В МГАСО и РНО теперь один директор – Ирина Шигорева, которая, к счастью, отмела напрашивающиеся сами собой слухи об объединении коллективов. К началу нового сезона концерты запланированы с приглашенными дирижерами. И наконец, нельзя не сказать об увольнении Ольги Жуковой – директора «Зарядья», которая за четыре очень сильно ограниченных пандемией сезона сделала зал модным и востребованным у слушателей местом. Это очень непросто, учитывая печальный опыт соседей на Павелецкой и Большой Никитской. Причины прекращения контракта не назывались, но какими бы они ни были, это увольнение выглядит ошибкой. Новый директор, пианист и дирижер Иван Рудин – счастливчик, он пришел на возделанную почву, остается снимать урожай. 


Читайте также


Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Дарья Курдюкова

Искусствовед, критик, блогер и куратор рассказала «НГ» о «Фениксах и сфинксах» и немного о сказках

0
1595
Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Владислав Дунаев

Что общего между императором Мэйдзи и русским басом

0
1540
"Голос флейты" выражает время

"Голос флейты" выражает время

Марина Гайкович

Одноименный фестиваль прошел в Нижнем Новгороде

0
3719
Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Дарья Гармоненко

К электорату партия поедет по советской ностальгии и социальной повестке

0
2028

Другие новости