0
7586
Газета Культура Печатная версия

08.08.2022 19:56:00

Артистический мир между Сциллой и Харибдой

В столице начинается новый театральный сезон

Тэги: москва, культура, театральный сезон, театры, кадровые перестановки, планы

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

москва, культура, театральный сезон, театры, кадровые перестановки, планы Сбор труппы в Театре на Таганке. Фото агентства «Москва»

В столице скоро ожидается открытие нового сезона, некоторые театры уже выходят из отпусков в привычные сроки и форматы: проходят сборы трупп, объявляются премьерные планы. Но, заострив внимание на репертуарных сводках, можно заметить мрачные умонастроения нового времени.

Сезон только в одной Москве (не говоря о всей России) откроется без многих значимых имен, и одно их перечисление рисует выжженное поле театральной сферы. В российском театре больше не работают: режиссеры Римас Туминас, Миндаугас Карбаускис, Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников; актеры Чулпан Хаматова, Юлия Ауг, Анатолий Белый; сценографы Вера Мартынов, Ксения Перетрухина. Это лишь малая толика избранных имен. На столичной карте зияют пустотой перспективы Театра им. Гоголя (уже бывший Гоголь-центр), «Школы современной пьесы», «Современника», Театра Романа Виктюка – театров, резко лишившихся своих худруков, два последних так и вовсе в разгар ребрендинга. Театр Романа Виктюка, к примеру, уже огласил планы на сезон от худсовета (в него вошли актеры труппы, в том числе корифей Дмитрий Бозин), проанонсировав полное отсутствие событий и идей.

Театры продолжают работу между Сциллой и Харибдой. Эмигрантская волна за границей морально осуждает молчание оставшихся в РФ театральных лидеров, чиновники и депутаты внутри страны за молчание грозят представителям сферы искусства увольнениями (из последнего – инициатива партии «Справедливая Россия – За правду» «по расследованию антироссийской деятельности»).

Впрочем, есть даже обнадеживающие кадровые перестановки – правда, две из трех сделаны до февраля 2022 года. Так, к новому сезону «Ленком» обзавелся главным режиссером. Директор Марк Варшавер предусмотрительно упразднил должность художественного руководителя, поэтому для приглашенного Алексея Франдетти срочный контракт на предстоящий сезон выглядит скорее пробным, а для театра – упреждающим шагом в столь неспокойное время. Но главное – лед тронулся и спустя три года после кончины Марка Захарова театр вновь может обрести творческого лидера.

Юрий Муравицкий, которому предстоит первый полноценный сезон в качестве главного режиссера Театра на Таганке, объявляя рабочие планы, произвел впечатление человека трезвомыслящего и способного справиться с непростым хозяйством. На балансе «Таганки» отныне (с присоединением театра «Содружества актеров Таганки» и театра «Апарте») труппа из 150 человек и четыре сцены. Муравицкий подчеркивает важность обращения к опыту театральных экспериментаторов, чьи портреты Юрий Любимов повесил в свое время в театре (например, Мейерхольда и Брехта), что дает надежду на отсутствие махрового консерватизма в репертуарной политике. Им же будет посвящен и просветительский проект «Ликбез», который включит и режиссерскую лабораторию по драматургии советского периода.

Любопытно, что театры делают этот ностальгический поворот в сторону советской драматургии заранее, прекрасно понимая, что остроактуальной новой драме в ближайшие годы не видеть в России свет софитов. Вот и Константин Богомолов для Театра на Малой Бронной анонсировал такие даже антивоенные работы: «Вы чье, старичье?», «А зори здесь тихие», «Летят журавли».

А первой премьерой Театра на Таганке в октябре станет «Конармия» Бабеля в постановке Дениса Азарова. В августе же «Таганка» планирует сыграть спектакль по «Бегу» Булгакова, сборы от которого, как афишируется, пойдут на восстановление Мариупольского драматического театра. Знаменательно, что Ирина Апексимова высказалась об этом неожиданно резко. «Считаю, что принимать участие в таких мероприятиях нужно в силу возможностей, чтобы это не было в ущерб театру (на Таганке. – «НГ»). Поэтому после того, как к нам обратился Евгений Миронов, мы поддержали (идею. – «НГ»). Но это не может быть на постоянной основе – мы тоже должны жить, нас тоже много», – жестко парировала директор Театра на Таганке на пресс-конференции к открытию сезона.

Решение организаторов фестиваля современной драматургии «Любимовка» не проводить конкурс в России в 2022 году абсолютно закономерно, кроме того, многие ридеры даже вычитывали конкурсные пьесы в анонимном статусе. «Для нас всегда было важно не зависеть от государственных денег. Ключевым критерием отбора пьес всегда была и остается исключительно их художественная ценность без оглядки на требования цензуры – как прямой, так и косвенной», – говорится в официальном сообщении фестиваля. Сайт конкурса теперь обновлен и представляет пьесы нового шорт-листа, которые уже сейчас можно прочитать. Так, одна из пьес драматурга из Киева начинается со слов: «Темнота. Слышно сигнал воздушной тревоги и грохот».

Столичный театр «Шалом» начинает новую эпоху. Спустя восемь лет «забытья» и затяжного ремонта труппа под лидерством нового худрука Олега Липовецкого, заручившись поддержкой Федерации еврейских общин России, планирует снова отвоевать свою нишу. Сделать это, однако, быстро будет непросто. Площадка на Варшавском шоссе, где «Шалом» располагается с 80-х годов, до сих пор не отремонтирована.

Пять премьер осенью театр начнет играть на сцене Центра-музея Владимира Высоцкого. И по самым оптимистичным прогнозам, сможет вернуться в родные стены только к новому году. Сейчас почти готов зал – блэкбокс на 200 мест, а вот зрительская зона еще в полной разрухе. Кроме того, на счетах театра до сих пор долги и штрафы в размере 3 млн, оставленные в наследство старой дирекцией (ранее театр не одно десятилетие возглавлял Александр Левенбук, а затем дела пытался вести его сын). Так что театру еще только предстоит выйти на положительный баланс. Впрочем, если раньше «Шалому» приходилось еще и «приплачивать» за прокат своих спектаклей, то за первые полгода новой дирекции театр заработал 1,4 млн.

«Исторически «Шалом» – наследник ГОСЕТа, потому что, когда Михоэлс был убит, а ГОСЕТ разогнан, его артисты через много лет основали Еврейский драматический ансамбль, из которого и вырос впоследствии театр «Шалом», – рассказывает «НГ» Липовецкий. «У меня была цель вернуть артистов в театральный контекст, рабочую атмосферу. Конечно, это не только национальный театр, который занимается реконструкцией обрядов и обычаев. Это не узкая национальная тема, а, я бы сказал, широкая национальная тема. Во-первых, евреи – это часть истории Москвы. Во-вторых, у евреев накоплен такой культурный багаж, что нужно делиться с другими народами», – подчеркнул режиссер.

«Шалом» анонсирует свой будущий репертуар как спектакли о «толерантности и добрососедстве». Особый интерес, несомненно, вызывают такие названия в афише: мюзикл «Диббук» по пьесе Семена Анского (был в основе знаменитого спектакля Вахтангова), «Магда» (по британской современной пьесе о супругах Геббельс) и «Мефисто» (по роману Клауса Манна об актере, пошедшем на сделку с нацистской властью). 


Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1452
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2343
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
5450
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
3995

Другие новости