Новикова рассказали о новом сезоне Большого. Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Под занавес сезона Большой театр объявил планы на будущее. Интригующего в них мало, но уже сам факт их появления утешителен. В нынешних обстоятельствах, отменяющих верстку на два-три сезона вперед, руководству театра наверняка пришлось действовать с нуля и рассматривать только отечественных артистов.
Собственно, уже текущий сезон потерпел потери: премьеры балета «Искусство фуги» в постановке Алексея Ратманского и оперы «Хованщина», над которой должны были работать Туган Сохиев и Саймон Макберни, отложены на неопределенный срок. Неясной остается судьба «Лоэнгрина» – прошел только премьерный блок, весенние показы были отменены, летние – с российским исполнительским составом (в премьере участвовали в основном иностранцы, включая дирижера) – так и не состоялись. Вагнер для российского театра (за исключением Мариинского) так и остается крепким орешком.
Туган Сохиев оставил должность музыкального руководителя театра, что, конечно, создало дополнительную нагрузку на штатных дирижеров и продюсерский отдел, вынужденный экстренно искать приглашенных артистов. Одним из таких стал Артем Абашев, зимой прервавший трудовые отношения с Пермской оперой: в Большом ему доверили «Русалку», «Кармен» (на Исторической сцене), «Дон Жуана». По наблюдениям корреспондента «НГ», работа Абашева заметно украсила скромную по своему постановочному решению постановку оперы Моцарта. Очевидно, и руководство театра было удовлетворено, так как в будущем сезоне Абашев дебютирует в Большом как дирижер-постановщик – с оперой Рубинштейна «Демон». Пару ему составит Владислав Навставшевс, уже зарекомендовавший себя двумя работами на Камерной сцене, одна из которых была номинирована на «Золотую маску». Выбор названия в этом случае удивляет: когда в репертуаре отсутствуют сочинения первого ряда (ни одной оперы Глинки, практически весь Римский-Корсаков снят с афиши), театр вдруг обращается к опере, известной своей драматургической «рыхлостью», что было очевидно, когда в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (кстати, директором театра был Владимир Урин) прошла неудачная постановка «Демона». Одно дело, когда в заглавной партии Дмитрий Хворостовский (на него ставил театрализованную версию Дмитрий Бертман в Московской филармонии, планировались и постановки в Европе, но артист до них, к сожалению, не дожил), но приглашение звезды Большой не анонсировал.
А вот другая оперная премьера, напротив, из разряда репертуарных хитов: «Трубадура» Верди будут ставить худрук Красноярского ТЮЗа Роман Феодори, но вот имя дирижера пока неизвестно.
С третьей оперной премьерой сезона в Большом дебютирует один из самых многообещающих молодых дирижеров – белорус Дмитрий Матвиенко. Вместе с Александром Молочниковым он будет работать над парой «Франческа да Римини» Рахманинова – «Флорентийская трагедия» Цемлинского. До Москвы докатилась мода на композиторов, оказавшихся в тени Малера и Шенберга. Музыку Александра фон Цемлинского начал вводить в российский обиход Владимир Юровский, поддержал его наследник в Госоркестре Василий Петренко. В прошлом сезоне «Новая Опера» представила «Мертвый город» Эриха Корнгольда, в будущем здесь планируется постановка «Карлика» Цемлинского.
Из других заметных событий – мировая премьера балета «Пиковая дама» с музыкой Юрия Красавина (точнее, его обработкой оперы Чайковского), который, судя по работам с Вячеславом Самодуровым (недавняя «Танцемания» на Новой сцене), блистательно пишет для танцевального театра. Ставит балет Юрий Посохов, автор золотомасочных «Чайки», «Нуреева», «Героя нашего времени».
Две другие балетные премьеры – возобновления относительно недавних спектаклей: «Шопениана» на музыку Фредерика Шопена в хореографии Михаила Фокина (для постановки приглашены Наталья Большакова и Вадим Гуляев) в паре с «Большим классическим Па» из балета «Пахита» на музыку Людвига Минкуса (свою же работу будет восстанавливать Юрий Бурлака).
Камерная сцена в следующем сезоне будет закрыта на грандиозную реконструкцию – на Никольской улице появится новая многофункциональная сцена, на месте сгоревшего ресторана «Славянский базар». Спектакли будут идти во Дворце на Яузе, откуда как раз выехал Театр на Бронной.
Гастрольные планы связаны с дружественными направлениями: в Москву приедут театры из Минска и Астаны, а труппа Большого отправится в будущем сезоне по российским городам (Калининград, Якутск, Челябинск, Казань).