0
7908
Газета Культура Печатная версия

07.07.2022 17:55:00

Хвала великим цукербринам. В Театре Наталии Сац поставили оперу по роману Виктора Пелевина

Тэги: театр наталии сац, премьера, опера, виктор пелевин, константин комольцев, театральная критика


театр наталии сац, премьера, опера, виктор пелевин, константин комольцев, театральная критика Режиссер показал жизнь человека, полностью зависимого от компьютера и соцсетей. Фото Елены Лапиной

Детский музыкальный театр имени Сац смело можно назвать одним из самых прогрессивных и экспериментальных площадок столицы, а то и страны. Обращение к минималистской опере Филиппа Гласса «Жестокие дети», премьера забытой оперы Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши», музыкально-перформативные «бродилки» с Петром Айду – список можно продолжить.

Вот уже несколько лет худрук и режиссер Георгий Исаакян уверенно держит курс на музыку XX века, шаг за шагом занимаясь просвещением и воспитанием публики. В этот раз режиссер сделал шаг совсем экспериментальный – заказал оперу по роману Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам» молодому екатеринбургскому композитору Константину Комольцеву.

Тексты самого загадочного российского писателя еще не звучали в музыкальном театре, для автора из Екатеринбурга – это вообще первая работа в подобном жанре, к тому же либретто (под загадочными инициалами М.Д.) написал уехавший из страны драматург Михаил Дурненков. А главное «ноу-хау» постановки – это попытка создания виртуальной дополненной реальности с помощью AR-эффектов.

Перед спектаклем зрителям выдавали не программки, а айпады (возможно, театр будущего выглядит именно так). На гаджетах (театр закупил их специально для спектакля), которые по команде нужно было поднимать вверх, появлялись фигурки персонажей, созданных с помощью специального приложения. Так, в ключевые моменты к исполнителям на сцене «присоединялись» три цукербрина – три шарика, больше напоминающие вирус или же вступающий в диалог с главным героем виртуальный помощник-бот.

Впрочем, спектакль оказался любопытен и без внедрения современных технологий (которые, к слову, для автора этих строк не сработали). Георгий Исаакян, сценограф Денис Сазонов, художник по свету Антон Астахов создали футуристическое киберпространство, в котором холодно-отстраненные сцены Киклопа со жрецами резко менялись динамичными, эпатажными, вроде остро пародийного радиоэфира ведущего Вени с тремя женщинами-феминистками.

Сохранив сложный, запутанный пелевинский сюжет, режиссер показал жизнь человека, полностью зависимого от компьютера и соцсетей. Системный администратор Кеша (в другом измерении просто Ке) уверен, что все ему подвластно в этом мире – «хвала трем цукербринам», но другая реальность, увы, не принесла счастья. Влюбившись в новость дня, анимэшную Little Sister, герой окончательно стал узником виртуальной реальности, оставив здесь душу, а в подлинном мире – тело, привязанное к компьютеру.

Трагический финал оказался неизбежен – информационный террорист Бату принес бомбу, и беззаботный мир взорвался: режиссер натурально изобразил катастрофу и тех, кто убегал от действительности.

Константин Комольцев, словно отвечая специфическому постмодернистскому языку Пелевина, смешал самые разные стили на стыке современной академической, электронной и клубной музыки. Причем они возникали там, где им по логике «не положено» быть – например, в сценах Киклопа и жрецов из первобытного мира звучал дискотечный бит, а в любовном дуэте Кеши и Little Sister (Михаил Гущенко и Мария Юрковская) отчетливо слышались отсылки к Вагнеру.

В партиях вокалистов также царила полная эклектика: речитативы и мелодекламация сменялись ариозным пением, крики – монотонным квазипсалмодированием, а Кеша и вовсе читал философский рэп в духе Оксимирона. Электронные сэмплы и джинглы вполне естественно существовали с тембрами инструментов: оркестр Театра Сац, помещенный в угол сцены, под уверенным руководством дирижера Сергея Михеева воспроизводил весь спектр приемов и техник новейшей музыки.

Жаль только, что в этой модной партитуре так и не нашлось место Прокофьеву – его опере «Любовь к трем апельсинам», тоже, кстати, о человеке играющем (сам Пелевин назвал свой роман, опираясь на сказку Карло Гольдони).

Возможно, подобные вполне логичные переклички мы услышим уже в следующих спектаклях Исаакяна. Режиссер планирует продолжить свой диалог с будущим показом голографического балетного спектакля на музыку Габриэля Прокофьева (внук Сергея Прокофьева) и компьютерной драмы по мотивам фильма «Она» Спайка Джонза. 


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
2950
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
6962
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
3229
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5359

Другие новости