Июньская презентация книги художника Юрия Купера "И слов свечение". Фото со страницы издательства "Алетейя" Вконтакте
«Алетейя» - одно из старейших частных издательств России, которое специализируется на первоисточниках мировой и отечественной историософии, классической литературе, религии. Созданное в 90-х выпускниками философского факультета Петербургского университета, издательство стало известно благодаря авторским сериям античной и византийской литературы. В то же время, широкий охват современных работ в гуманитарных дисциплинах, позволил поддержать и театроведческую мысль России.
За последние годы в «Алетейе» издан ряд уникальных книг, посвященных драматургии и театру. Так, французские пьесы второй половины 20 века изданы в обновленных переводах («Театр в театре: зарубежные авангардные пьесы 1940-1970 годов», – СПб.: Алетейя, 2019) и имеют особую предысторию. Например, американская пьеса Мэмета «Жизнь в театре» была предложена для постановки Г. Товстоногову. Её перевели Елена Шварц и Борис Останин, в 1983 году она была опубликована в самиздатском журнале «Часы» (своеобразном «театре в театре» советской культуры), но на русской сцене пьеса так и не появилась. Альбер Камю, Дэвид Мэмет, Жан Жане, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско – уже один этот список авторов внушителен и открывает новые постановочные возможности для российского театра.
Попытка показать историю советского драматического театра на фоне времени предпринята в актуальной сегодня книге В. Жидкова «Театр и власть. 1917 – 1927. От свободы до «осознанной необходимости»» (Спб.: Алетейя, 2003), где история театра рассматривается как результат внутренней логики развития сценического искусства и, с другой стороны, - как результат настойчивого и целенаправленного воздействия на театры со стороны властных структур.
В издании «Публика театра в России: Социологические свидетельства 1890 - 1930-х годов» (Спб.: Алетейя, 2011) Государственным институтом искусствознания (ГИИ) рассматриваются зародившиеся в конце XIX века социологические исследования искусства в России. А также речь идет о 1930-х годах, когда они попали под запрет по идеологическим соображениям и со временем были забыты. Замысел серийного издания демонстрирует стремление восстановить справедливость и ввести в научный оборот насильственно прерванные исследования по социологии театра и рецепции театрального искусства зрителями.
Другой сборник ГИИ «Театр как социологический феномен» (СПб.: Алетейя, 2021) знакомит читателя с социологическими исследованиями театра, развернувшимися в России в период застоя и реформ. Предметом осмысления в них являются такие вопросы, как степень приобщенности населения к разным видам искусства, демографические, социальные, урабанизационные, социально-психологические и другие факторы посещаемости театра, структура театральной аудитории, специфика восприятия и воздействия театра, театр как социальный институт, место театра как средства коммуникации в городской культуре.
В книге А. Рубинштейна «Театр XXI. Экономика, социология, право» (СПб.: Алетейя, 2022) впервые в систематизированном виде представлен принципиально новый взгляд на модель бюджетной субсидии, а также предложен статистический обзор государственного финансирования театров России. В научном издании рассмотрены правовые аспекты театральной деятельности, новые идеи в сфере авторского права и деятельности организаций исполнительских искусств.
Издательство неоднократно обращается и к мемуаристике. В книге «Театральные записки З.М. Шарко: бриколаж» (Спб.: Алетейя, 2020) впервые представлена переписка знаменитой актрисы, звезды театра и кино, с ее друзьями из Москвы и личные дневники 70-х годов. Тематически и письма, и дневники посвящены жизни БДТ им. М. Горького, культурной жизни Ленинграда и Москвы.
Гуманитарное знание невероятно широко, и театральная линия, одна из многих – наряду с историей философии, права, литературоведения - ведется последовательно со дня основания издательства «Алетейя», которому исполнилось в этом году 30 лет. «НГ» поздравляет коллектив с этой замечательной датой и желает дальнейших успехов на ниве поддержания русской культуры.
комментарии(0)