«Горбачев встречался с коллективом «Останкино», и потом мне кто-то сказал: «Это же президент страны, а ты – руки в карманы и хамишь». Фото из семейного архива А.Г. Лысенко |
Задумка правильная – кто ни войдет в здание, мимо пройти не сможет. И не только из-за ее центрового расположения – эта выставка притягивает теплотой и юмором, как притягивал теплотой и юмором сам Анатолий Григорьевич, – чувствуется, что собирали ее неравнодушные руки.
Немножко досадно, что увидят выставку только «свои» – работники «Останкино» да приходящие на съемки многочисленных ток-шоу участники массовок. А может, и правильно – ну, что широкая публика знает о Лысенко? В лучшем случае – что он создал легендарный «Взгляд», а в последние годы жизни руководил нестыдным Общественным телевидением (которое умудрился сделать в наше расчетливо-коммерческое время просветительским и региональным). «Свои» же ценят, чтят, отдают должное и считают Лысенко, как сказал на открытии выставки руководитель Первого канала Константин Эрнст, главным человеком, трансформировавшим советское телевидение в российское. «Взгляд» был не телевизионной программой, а общественно-политическим, историческим, социальным явлением. Я думаю, что мы никогда ничего подобного в нашей индустрии не застанем. Создав как минимум три телеканала, Анатолий Григорьевич внес самый значительный вклад в развитие телевидения за последние 30 лет» – вот абсолютно точно.
Высказался на открытии и исключительно редко появляющийся на публике гендиректор ВГТРК Олег Добродеев: «Если говорить про все телеканалы, то образ российского телевидения создал именно Анатолий Григорьевич. Именно он своей добротой, тактом, умением склеивал и объединял нашу профессию. Его имя и память о нем до сих пор объединяет разные поколения журналистов». Какие точные слова находят теленачальники…
Выставка создана по инициативе Международной академии телевидения и радио; соорганизаторами стали телецентр «Останкино», Общественное телевидение России, Первый канал, ВГТРК и НТВ. Неудивительно: Лысенко создавал телеканалы и руководил ими – при этом совершенно не вписываясь в образ руководителя. Был доступным, смешливым, заинтересованным… Если наш брат собирался к нему на интервью – знал, что чая с пирогами не избежать. А если звонил в нерабочее время – закладывал на это дело часок-другой на возможный литературный спор: Анатолий Григорьевич всю жизнь был читающим библиофилом – книги, кстати, любил больше, чем телевидение. Человеком был ироничным, мягким, а главное – порядочным. И лично для меня – образцом «шестидесятника».
Я часто думаю о том, сколько замечательных людей родилось в страшном 37-м: писатели Распутин, Битов, Маканин, поэтесса Ахмадулина, драматург Вампилов. Режиссер Андрей Кончаловский, политик Анатолий Собчак, экономист Виктор Геращенко, натуралист Николай Дроздов, путешественник Юрий Сенкевич, певец Иосиф Кобзон, сценарист Виктор Мережко …
Анатолий Григорьевич Лысенко тоже родился в 1937-м. И ушел от нас в почтенном возрасте год назад, 20 июня.
Экспозиция насчитывает около 100 фотографий разных периодов его телевизионной биографии, собранных из нескольких архивов. Они сопровождаются QR-кодами, открывающими мультимедийный проект «Разговор с Анатолием Лысенко». Фотовыставку дополняют цитаты из его книги «ТВ живьем и в записи», в которой описывается, с какими энтузиазмом, выдумкой и задором делались любимые советские передачи КВН, «А ну-ка, девушки!», «От всей души», «Что? Где? Когда?» – и о том, как и с кем ему работалось в уникальной Молодежной редакции ЦТ.
«Я вообще был первым и последним человеком с еврейской национальностью на ТВ, взятым на должность редактора с 1968 по 1990 год. За 24 года – больше ни одного! Режиссеров брали. Редакторов – нет. Потому что редактор считался идеологической должностью»;
«С момента создания «Взгляда» я перестал быть журналистом в кадре. Моя функция: «придумай и отдай другому». Я называл это «эффект папы Карло»;
«Любимый вопрос Киры Прошутинской того периода: «А трудно вам было?» Что называется, с микрофоном в душу. И я написал ей:
«Кира брала интервью
у Христа,
Когда его только что сняли
с креста.
Горло волнением перехватило:
«Скажите, пожалуйста,
трудно вам было?»;
«Главных критериев, когда мы набирали людей на ОТР, было два: профессионализм и порядочность».
Да, каждый судит по себе. И выбирает по себе...