0
3647
Газета Культура Печатная версия

19.06.2022 19:29:00

Балаганчик, который всегда с тобой

"Машинерия зрелищ" Алексея Политова и Марины Беловой в Московском музее современного искусства

Тэги: ммси, выставка, машинерия зрелищ, алексей политов, марина белова


ммси, выставка, машинерия зрелищ, алексей политов, марина белова Последняя электричка. Фото агентства «Москва»

25-летие дуэта Алексея Политова и Марины Беловой куратор Сергей Хачатуров обыграл «Машинерией зрелищ». Здесь объединены восемь больших проектов разных лет, а еще культурные коды – с клише, жизнь с балаганным действом и рефлексия с иронией, которая тут же превращается в иронию над иронией.

Быть шутом, «травести и трикстером – прерогативы, которые недоступны настоящему императору, охраняющему самый что ни на есть правильный миропорядок», пишет Сергей Хачатуров в тексте к одному из выставочных разделов. «Эротические мотивы вполне объединяют первобытное общество и карнавал», – комментирует он в другом. «Машинерия зрелищ» выходит за рамки просто ретроспективы – кураторский взгляд, благодаря которому прошлое, будь то эпоха Реформации или Екатерининский век, прорастает в настоящем мотивами площадного действа, балагана, карнавала, представляет необычный ракурс на известные работы художников. Вместе с тем он превращает выставку в новое цельное повествование, главы которого объединены фарфоровыми фигурками – эдаким чичероне-трикстером, что всякий раз отбрасывает не похожие на себя тени.

Открытки с подписями, камеи, рюмочная в виде летающей тарелки (с портретами художников, кураторов и критиков на бутылях — некоторых уже нет в живых, и объект, 18 лет назад сделанный для фестиваля «Арт-Клязьма», постепенно начинает восприниматься и как памятник прошлому), электричка, мультфильмы со стихами Александра Тимофеевского, театр теней, масскульт сталкиваются лбами. Как «Последняя электричка», лихими машинистами которой тут стали сами Политов и Белова, они идут напролом сквозь эпохи, делая их комнатами большой веселой коммуналки. Там и античные Афродиты, и русские бабы, и Роден, и Че Гевара. «Художники были одинаково нищими и страшно креативными. Наш творческий подход – из 1990-х», – говорит в интервью Art Newspaper Марина Белова.

Тело, оболочка образа, делается лейтмотивом отражения мира, его желаний, его страстей, его шаблонов. Похищенная Европа глядит вожделенной картинкой из магазина для взрослых, маленькие башни – символы мировых столиц отбрасывают большие тени. В области балета мы все еще впереди планеты всей? – тут раздухарившаяся, как динамо-машина, балерина дает ногой по физиономии спортсмену. У уставших припадать на колено амуров перебинтованы ноги, котики маскируют фривольную картинку, бутылка джина на пару с пакетом кефира отбрасывают тени-небоскребы. В мультфильмах спортсмены на словно заедающем, прихрамывающем изображении подтормаживают, ставя новые рекорды, а классики литературы умеют шутить над собой: «Один сумасшедший напишет, другой сумасшедший – прочтет». Зрелище – то, что всегда с тобой, одни в нем тонут, пытающиеся спастись видят себя со стороны.

Плоть, тень, проекция – во все это вплетены рассуждения о том, на что вообще сегодня способен образ как таковой. Ответ, кажется, в том, что он переменчив, обманчив, но все еще достаточно силен. Он может дать забыться в карнавальной сутолоке, а может утянуть за собой в театр теней, таких образов «наоборот», за шутливой интонацией которых порой могут открыться и несколько зловещие мотивы. Мы – тень наших страстей. Но когда мрак уже не разрежается, не император, а шут может проговориться о важном. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
921
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
928
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2778
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2648

Другие новости