Все четыре концерта за пультом РНМСО провел Тимур Зангиев, которого юные исполнители полюбили за мастерство, доброжелательность и чувство юмора. Фото пресс-службы фестиваля
Подростки говорят, что о «Сириусе» – знаменитом образовательном центре, созданном для одаренных детей девять лет назад на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи, – лучше не в газете писать, а рассказывать в свободном динамичном стиле видеоблога. И им есть что рассказать. Свобода творчества и волеизъявления, высокий пульс жизни, поиск новых форматов буквально во всем – ценности нынешней молодежи, а в «Сириусе» эти ценности не только принимают во внимание, но и культивируют, в чем нетрудно убедиться, посетив кампус.
Для юных музыкантов в «Сириусе» придумали интенсивную профильную программу, которая в нынешнем году выкристаллизовалась и получила название «Симфоническая академия Российского национального молодежного симфонического оркестра». На две недели молодые артисты РНМСО – концертмейстеры групп и первые солисты – приняли на себя роли наставников, помогая юным коллегам постигать искусство оркестровой игры. В рамках Первого молодежного музыкального фестиваля, который открылся 1 июня и продлится до 22-го, РНМСО дал четыре разноплановых концерта, и в трех из них в состав оркестра влились воспитанники «Сириуса».
«Это слияние двух национальных проектов – «Сириуса» и РНМСО, – поясняет директор оркестра Илья Репенак. – Программа «Симфоническая академия» направлена на повышение квалификации и престижа оркестрового музыканта. Мы знакомим ребят с основными функциями оркестранта и показываем им не только, что оркестр прекрасен, музыка, написанная для него, чудесна, а совместное творчество вызывает много приятных эмоций, но и что есть прагматичные стороны – дисциплина, ответственность, трудолюбие. Если ты не готов к этому, тебе нечего делать на сцене, потому что здесь ты профессионал, и не важно, сколько тебе лет».
На программу приехали 37 ребят из разных городов России – струнники и духовики от 11 до 17 лет, с которыми проводились общие и групповые репетиции, а также индивидуальные занятия для освоения так называемых оркестровых трудностей – краеугольного камня профессии. Кроме того, все музыканты занимаются импровизацией и композицией, чтобы в конце смены сыграть на отчетном концерте пьесу собственного сочинения.
«В «Сириусе» собрались очень хорошие ребята, – делится 13-летняя кларнетистка из Барнаула Таня Галкина. – Здесь приятная творческая атмосфера, свободная, но собранная. Можно получить ценные советы, многому научиться. Но главное для меня лично – возможность услышать, как играют кларнетисты из разных городов – и взрослые, и дети». С молодыми преподавателями у ребят сложились доверительные отношения: ведь наставники сами не так давно были учениками, а теперь переводят свой опыт и практические навыки в теоретические выкладки.
«РНМСО с самого начала поставил себе три большие цели: художественную, просветительскую и образовательную, – говорит Илья Репенак. – Думая о художественной части, мы сыграли здесь монографическую программу музыки Рахманинова, которая предваряет юбилей Сергея Васильевича в следующем сезоне. Решая просветительские задачи, мы часто складываем калейдоскопы из произведений разных композиторов, и в «Сириусе» у нас таких три. Это программа детских песен с хором Попова, программа ко Дню России из шедевров великих русских симфонистов и второе отделение третьего концерта, где мы практически рассказываем историю музыки, на пути от Баха до Шостаковича встречая и любовь, и страх, и смирение, и юмор, и гротеск, и многое другое. Наконец, преследуя третью цель, мы и сами образовываемся, приезжая сюда и занимаясь с детьми, и несем образование детям, вводя их в профессию».
Все четыре концерта за пультом РНМСО провел Тимур Зангиев, которого дети полюбили за мастерство, доброжелательность и чувство юмора. «Нам было важно, чтобы сюда приехал молодой дирижер, – комментирует Илья Репенак, – горящий, желающий, чтобы закрутить больше эмоций, ну и чтобы между маэстро, нашими оркестрантами и воспитанниками была меньше заметна разница в возрасте». Третий концерт РНМСО в Сочи, на котором довелось побывать автору этих строк, показал, что расчет оказался верным. Эмоций было много и разных, что не мешало ни слаженности тутти, ни отточенности соло, и это в программе, составленной без малейших послаблений для новичков: все партитуры представляют значительную сложность и для взрослых профессионалов, не говоря о юных музыкантах, впервые севших в оркестр.
Под руководством Тимура Зангиева артисты РНМСО и их старательные подмастерья размышляли о необходимости быть готовым к встрече с судьбой (Wachet auf, ruft uns die Stimme Баха – Респиги); с разгоряченным народом Севильи предвкушали начало корриды («Кармен» Бизе); зачаровывали Принца и его спутницу волшебным пейзажем зимнего елового леса, предвосхищая апофеоз («Щелкунчик» Чайковского); с представителями кланов Монтекки и Капулетти разрывались между враждой и любовью («Ромео и Джульетта» Прокофьева); наслаждались нежностью и мелодической красотой Ноктюрна Бородина, а вслед за неунывающим Труффальдино («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) увлекали всех на праздник, утверждая торжество жизни.