Китай впервые не участвовал в российском конкурсе. Фото со страницы «Международный балетный конкурс в Москве» в «ВКонтакте»
В Большом театре – с опозданием на год из-за пандемии – провели XIV Международный конкурс артистов балета. Среди 343 заявок из 33 стран по видеозаписям для участия в состязании отобрали 112 танцовщиков. Конкурс традиционно проводится в двух возрастных категориях: младшая группа – до 18 лет, старшая – до 27 лет.
В год 95-летия Юрия Григоровича конкурс, который хореограф возглавляет без малого полвека, посвятили его юбилею. В связи с этим в обязательную программу включили фрагменты балетов Григоровича. В жюри вошли представители России, Республики Беларусь, Китая, Армении, Италии, Южной Кореи, Турции, Казахстана и ДНР.
На просторах России учатся в хореографических училищах и работают в балетных труппах немало иностранцев. Нынче это особенно кстати. Международный статус московского конкурса наряду с участниками из Южной Кореи, Монголии, Узбекистана, Казахстана и Белоруссии обеспечивали представители Бразилии и Великобритании (из Татарстана), Японии (из Екатеринбурга, Перми, Улан-Удэ или Челябинска), Ирландии (из Самары), Греции (из Саратова), Румынии (из Санкт-Петербурга), Испании (из Москвы), Италии (из Красноярска).
Неожиданным огорчением для специалистов и любителей балета стало отсутствие представителей Китая. На пресс-конференции заверили, что все дело в непреодолимых логистических препонах. Как бы то ни было, но неучастие ведущих балетных держав в отличие от прошлых лет не снизило общего профессионального уровня и не ослабило конкуренции.
Можно, безусловно, поспорить о том, кто более достоин золота – получившая его юная солистка Мариинского театра, выученная, но с не раскрывшейся еще индивидуальностью Мария Ильюшкина или разделившие вторую премию техничные, стильные, убедительные и в классике, и в балетах Григоровича огневые красавицы Елена Свинко (Красноярск) и Аманда Гомес (Казань). Но с тем, что именно они – тройка лидеров в категории «Женщины, дуэт», не поспоришь.
Среди женщин в разряде соло столь же ярких звезд, как Свинко или Гомес, не было. Но лауреатство Малики Ельчибаевой из Казахстана, россиянки Анастасии Смирновой (разделили вторую премию), кореянки Ким Юджин и Екатерины Варламовой из России (разделили третью премию) протестов тоже не вызывает.
Жюри, казалось бы, подошло к судейству со всей строгостью, не найдя подходящих кандидатур не только для Гран-при (с чем трудно не согласиться), но и для первых премий в женских соло и в дуэтах у юношей и девушек. В последней номинации, впрочем, претендентка на победу была налицо: безупречных линий и чувства стиля, самозабвенная Одетта – студентка Пермского хореографического училища Валерия Кузнецова почему-то удостоилась лишь второй премии.
Остается гадать и о том, что заставило присудить третью премию у мужчин в дуэтах незадачливому Никите Корнееву, партнеру Марии Ильюшкиной в явно непосильных для него черном па-де-де из «Лебединого озера» или Большом классическом па Гзовского. Для разделившего с ним бронзу ведущего солиста Челябинского театра оперы и балета Кубаныча Шамакеева такая аналогия выглядит едва ли не оскорблением.
Вопросы вызывает и присуждение первой премии Вагнеру Де Карвалхо. Партнер и соотечественник Аманды Гомес, симпатичный, но далеко не равный ей по уровню, никак не мог обойти получившего вторую премию обладателя завидного прыжка и строгой манеры россиянина Субедея Дангыта. Однако – обошел…
Были на конкурсе и приятные неожиданности. Сюрпризы преподнесла, например, Монголия, выставив боевой отряд техничных и эффектных ребят собственной выучки. Единственного скромного диплома, доставшегося Мунхжину Улзийжаргалу, для этой команды маловато.
Станет ли конкурс для кого-то из участников путевкой в дальнейшую счастливую жизнь, покажет будущее. Своеобразное напутствие дали им организаторы. В Бетховенском зале торжественную церемонию награждения сопрано Алина Яровая открыла песней половецких невольниц из оперы «Князь Игорь»: «Улетай на крыльях ветра…»