«Асю» показали в концертном виде – без сценографии, но в костюмах конца XIX века. Фото Александра Иванова
Это сочинение оказалось забытым более чем на столетие. Премьера «Аси» прошла аж в 1900 году в Частной русской опере, художником постановки был Михаил Врубель, а за дирижерским пультом стоял сам автор.
Обратившись к творческому наследию Ипполитова-Иванова, «Ипполитовка» не только познакомила широкую публику с, в общем-то, малоизвестной музыкой русского композитора, но и фактически заполнила досадный пробел в истории русской оперы. «Асю» показали в концертном виде – без сценографии, но в костюмах конца XIX века – на сцене Большого зала Московской консерватории (что не случайно, поскольку Ипполитов-Иванов был ее директором целых 16 лет).
Возрожденную оперу по повести Тургенева исполнил Московский молодежный симфонический оркестр имени Ипполитова-Иванова под управлением Юрия Симонова, Сводный хор ГМПИ и Государственный академический русский хор имени Свешникова, а также приглашенные солисты.
Ипполитов-Иванов дал подзаголовок этой опере «Лирические сцены». Но не только в этом ощущается очевидная близость к «Евгению Онегину» Чайковского: композитор существенно изменил характер главной героини, превратив ее в мечтательную романтичную особу – как бы сегодня сказали, в типичную тургеневскую девушку, которая, как и пушкинская Татьяна, пишет письмо с признанием в любви к неожиданному гостю их маленького городка.
Следуя за Чайковским, Ипполитов-Иванов написал речитативы и арии романсово-песенного склада: исполнительница партии Аси, сопрано Алина Яровая, спела их с трогательной пылкостью, изящно преодолев тесситурные сложности. Возлюбленный Аси, таинственный NN, по характеру оказался ближе к Ленскому, чем к Онегину: баритон Анджей Белецкий наделил своего героя юношеским обаянием – особенно в лирической «арии с цветком» ближе к финалу.
Остальные солисты – Сергей Петрищев (Гагин), Илья Легатов (синьор студенческой корпорации «Ренария»), Михаил Гужов (посетитель пивного буфета), Софья Славинская (служанка и фрау) и Илья Демин (Фриц) – органично составили фон разворачивающейся истории любви, уверенно проявив себя даже в небольших сценах.
Помимо поклона Чайковскому, в «Асе» прослеживается мастерство Ипполитова-Иванова как хорового и кантатно-ораториального композитора. Хор здесь фактически полноценное действующее лицо – многоголосие звучит добрую половину оперы, изображая «массовку» провинциального немецкого города и студенчества.
Учащиеся «Ипполитовки» и консерватории мгновенно узнали студенческий гимн Gaudeamus, из темы которого Ипполитов-Иванов создал вариации: молодежный оркестр ГМПИ исполнил их с явным воодушевлением. На экране над сценой тем временем проецировались черно-белые фотографии с давней премьеры, словно предлагая публике вообразить, как бы «Ася» была поставлена сегодня уже в сценическом варианте.
Впрочем, ректор ГМПИ Валерий Ворона надеется, что полноценный спектакль также будет реализован: теперь осталось, чтобы к этой замечательной инициативе проявил интерес какой-нибудь музыкальный театр.