Программы Дягилевского фестиваля всегда любопытны. Фото Никиты Чунтомова предоставлено пресс-службой фестиваля
Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna откроют фестиваль Шестой симфонией Чайковского, а завершат – постановкой мистерии Карла Орфа De temporum fine comoedia.
«То, что я хочу привнести в эту музыку, – не сильные эмоции, не громкость и не безупречная форма. Я хочу привнести в нее «цветок раны» – совершенство церемонии, где собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, – а не просто дать концерт». Слова эти были сказаны Курентзисом еще в 2017 году, когда оркестр записывал симфонию Чайковского для лейбла Sony Classical. К сожалению, их созвучность времени лишь возросла, и выбор сочинения, которое посвящено прощанию с жизнью, для открытия фестиваля наверняка не случаен. Уже не говоря о заключительном его аккорде – De temporum fine comoedia («Комедия на конец времени»), где и вовсе рисуется конец света.
Сочинение Карла Орфа – кстати, последний опус композитора – крайне любопытное и в отличие от оратории «Кармина бурана» практически неизвестное. Исполнение De temporum fine comoedia – дело дорогое, хотя бы в силу гигантского оркестра, в составе которого одних только ударных три десятка (в том числе редкие), а кроме того, задействован орган, ансамбль солистов, хор, детский хор и электроника. Можно себе представить колоссальное впечатление, которое произведет эта музыка в интерпретации пассионария Курентзиса, да еще и не в академическом зале, а в стенах завода имени Шпагина. Курентзис исполнит De temporum fine comoedia и в Зальцбурге – там, где оно прозвучало впервые, – с гербертом Караяном за пультом.
Начинка фестиваля, зачастую не менее интересная, чем концерты оркестра musicAeterna и маэстро, и в этот раз заслуживает внимания. Барочный репертуар представит камерный оркестр Rosarium (Бах и Телеман, 17 июня), романтиков с заходом в грядущий век (сочинения Шуберта и Шенберга, 13 июня) исполнят солисты оркестра musicAeterna. Сочинения другого Шуберта – Александра, молодого немецкого композитора, стремительно набирающего популярность, по крайней мере в российской фестивальной среде, прозвучат вместе с сочинениями Дмитрия Курляндского и Янниса Ксенакиса в концерте Московского ансамбля современной музыки (20 июня).
Традиционно на фестивале планируется и роскошная подборка новой музыки, причем самого разного жанрового калибра. Хор Пермской оперы Parma Voices под управлением Евгения Воробьева готовит оригинальную программу, в которой сочинение XVII века (Чакона Перселла) «дает настройку» музыке ХХ века: в том числе и знаменитой Берлинской мессе Арво Пярта, написанной в его фирменном стиле тинтиннабули («колокольчики»). Перкуссионист Петр Главатских, который всегда придумывает нетривиальные программы и включает в них новейшую, в том числе написанную для него самого, музыку, посвящает свой концерт композитору Яннису Ксенакису, которому в этом году исполнилось бы 100 лет (19 июня).
Неожиданно видеть в программе фестиваля, где сходятся ультрасовременные и модные тенденции, фамилию композитора Георгия Свиридова. Его вокальный цикл «Отчалившая Русь» на стихи Есенина, который когда-то прославил Дмитрия Хворостовского (и наоборот), прозвучит в оркестровке Алексея Сюмака, а исполнят его ансамбль «Практика», контратенор Андрей Немзер и актриса Елена Морозова. Впервые вживую (премьеру играли в онлайн-формате) пройдет спектакль Кати Бочавар «Территория Гамлет», музыку к которому также написал Сюмак (18 июня).
А программа ночных концертов в Пермской художественной галерее, заканчивающихся встречей рассвета на Каме, как всегда – загадка.