|
Но и еще раз рассказывает о проверенных временем технологиях театрального искусства. В доступной форме и простым языком Райхельгауз комментирует постулаты и системы Станиславского, и заветы Марии Кнебель, прописывает хронологию режиссерского театра ХХ века. Впрочем, сложно назвать книгу учебником режиссуры «для чайников». Тут важна скорее не уникальность темы (список «учебников» классиков театра от Вахтангова до Эфроса, полезных для начинающих режиссеров задается еще в начале), тем более, что уникален только каждый новый режиссерский талант, - важна последовательность ее изложения.
Райхельгауз подробно рассматривает весь спектр задач профессии театрального режиссера – от работы с пьесой до взаимодействия с артистом, попутно создавая «азбуку» режиссера. Приводит свой разбор чеховской «Чайки», показывая, как важно за написанными словами видеть «подводные течения» драматурга. Опять же - не новость, зато читатель получает возможность увидеть незримый этап режиссерского творчества - как литература превращается в театр. Конечно, не обходится и без того, что бы увести читателя в «свою веру». Райхельгауз пишет без экивоков: «Я в этом смысле по старинке, заодно с Константином Сергеевичем». Но аргументация автора, доходчивая и убедительная, снисходительность к другому типу театра (формалистскому, европейскому театру представления) - нивелирует. Это становится поводом для внутренней дискуссии читателя с автором.
Книгу не обязательно читать от «корки до корки», каждая глава дает и практику, и теорию, и повод для осмысления механизмов искусства (и тут важно, что Райхельгауз никогда не забывает о зрителе, ведь для кого же еще искусство существует?), но запоминается наука благодаря документальным историям из биографии режиссера. Особенно законченной выглядит мемуарная глава, где Райхельгауз, раскрывая на примере становления «Современника» принципы построения русского репертуарного театра в ХХ веке, возможно, впервые создает всеобъемлющий портрет Галины Волчек: «Как руководитель «хозяйского типа», Волчек быстро уловила, что все время надо идти, удерживаясь на невероятной грани. Зрителям должно быть интересно.<…> Выдающаяся роль Волчек в ведении театра заключалась еще и в том, что она виртуозно выстроила стратегию жизни театра, в том числе и в области идеологии – своим обаянием, умением разговаривать <…> Волчек не боялась привлекать самых разных талантливых людей, причем в самом начале их пути. Она понимала, что чем талантливее люди, будь они режиссеры, авторы, артисты, появляются в театре «Современник», тем она, Волчек, лучше как руководитель. У Волчек был потрясающий нюх на талантливых людей».