Спектакль «Тайм-аут» – история о беспросветных буднях соцработника Людочки. Фото с сайта www.rainbowfest.spb.ru |
Основная же программа представляла российский театр и в очередной раз выявила актуальные тенденции. Одной из главных проблем сегодня остаются взаимоотношения театра с новой драмой. Несмотря на два десятка лет ее развития в России, инсценировать новые, а не классические тексты театрам (особенно из регионов, где консервативность преобладает) по-прежнему трудно, а потому редкие удачи имеют особенную ценность.
Чаще всего театры допускают известные «ошибки». Башкирский Молодежный театр им. Мустая Карима показал постановку по пьесе Евгения Гришковца «Планета». Андрей Ганичев, ведущий нескончаемый и переливчатый монолог от лица одинокого мужчины в ожидании возлюбленной, имеет ту актерскую харизму, которая и необходима для пьес-монологов Гришковца – предельно авторских, лирических и ироничных, исповедальных и бессюжетных, где важнее не о чем рассказано, а как. Однако режиссер, оформляя действие, безвкусно усиливает нажим: обильно задействована массовка, избыточна сценография и световые акценты, а танцевальные эпизоды, призванные «оживить» повествование, к финалу попросту рушат импрессионизм, заложенный драматургом.
Театры постановочными средствами выразительности, чтобы приблизиться к зрителю, пытаются «расцветить» спектакль, зачастую добиваясь противоположного эффекта. И спасает тут только чувство меры и острота театрального «слуха». Брянский ТЮЗ представил аскетичный спектакль по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Камерная пьеса на квартет артистов быстро разошлась по театрам России и давно стала для ученицы Николая Коляды визитной карточкой. Старуха (Оксана Башкатова) живет с сыном-пенсионером (Александр Исаев) и уже собралась отходить в мир иной, да только смерть за ней никак не приходит; неожиданно их «семейную идиллию» разбивает девушка-лимитчица, которую подселяет в захудалую квартиру прожженный коллега аутичного ученого. В традициях «уральской школы» драматургии над сюжетными ходами, жаргонным языком, нелепыми образами зритель сначала охотно смеется, а затем слезы смеха сменяются комом в горле и финальным потрясением. Режиссер и сценограф Юрий Пахомов придумывает емкую метафору коммунальной жизни: на сцене только двухэтажная кровать, словно из тюрьмы, казармы или детского дома. А меняют пространство театральные кофры, откуда разбитная Женя (Нина Алгунова) будет доставать невообразимой пошлости наряды из подбора. Мечта о красивой жизни опрокидывается к концу, когда с нее, поруганной, срывает слои одежды насильник. Безыскусный и даже наивный спектакль запоминается балансом психологизма и эксцентрики, а артисты брянской труппы – тем богатым сценическим опытом, который заставляет зрителя сопереживать их героям.
Новым витком в решении вышеуказанной художественной проблемы стала постановка новосибирского «Красного факела» по пьесе Марины Крапивиной. «Тайм-аут» был номинирован на «Золотую маску – 2022», но лауреатом так и не стал. Зато обрел всероссийскую аудиторию: до конца года его можно посмотреть в видеозаписи по программе «Золотая Маска online».
Режиссер Петр Шерешевский так и говорит о своей работе: «Непопадание современной живой драматургии на большие сцены – проблема, которую нужно решать». Пьеса – бытовая история о беспросветных буднях соцработника Людочки (прима труппы – Ирина Кривонос) – разрастается тут до эпических масштабов. За типизированными социальными портретами (умирающих стариков, директрисы собеса, эгоцентричного эстрадника и т.п.) встают имена скандинавской мифологии – сюжет опрокидывается в быличку. Но вместе с художниками (Александр Мохов/Мария Лукка) и композитором (Андроник Тихонов, он же Ванечка) режиссер создает остранение и густой инфернальности, и «серому» реализму. Сцена превращена в лабиринт из стеллажей супермаркета, а на авансцене исполняются зонги. Чтобы лица актеров не терялись и чтобы создать иллюзию стрима, который ведет некий высший наблюдатель, режиссер озадачивает актеров снимать друг друга на камеру – изображение транслируется на экране над сценой. И кинореальность вдруг не соревнуется с театральной, а разглядывает «маленького человека» без возможности вырваться из круга судьбы, словно под микроскопом.
Сегодня по модели европейского театра драматурги могут найти себя и в прикладной театральной работе. Так, крупные юбилеи российские театры отмечают в новом формате осмысления собственной биографии с помощью спектаклей-бродилок. Екатерина Августеняк с режиссером Андреем Слепухиным сочинили променад «Время и место» по образчику брежневской архитектуры – ТЮЗу им. Брянцева. Театрализованная экскурсия с вкраплениями голосов и ремарок истории проводит через недра театра. И погружает то в атмосферу прикосновения к сакральному закулисью (зрители рассаживаются по актерским гримеркам), то священного ужаса и восторга перед театральной машинерией: публику проводят и в самые низы – в трюм под сценой, и в самые верхи – под колосники, наблюдать за ораторией звука и света. В пьесе по случаю драматург пытается разобраться и в целом с советским феноменом ТЮЗов; возможно, не слишком глубоко погружаясь в документальную аналитику, зато выкапывая милые лубочные детали. Одно упоминание об отце-основателе Александре Брянцеве, раздающем юным зрителям пряники, чего стоит!
Санкт-Петербург–Москва