Апликации из черной бумаги шестилетнего Платона. Кадр из видео музея AZ
Отмечая семилетие, Музей Зверева сделал ставку на «Фамильные ценности». Занявший все музейное пространство проект оказался камерным по форме, а главное, по сути, здесь рассказано о трех поколениях семьи Инфанте – классиках неофициального искусства Франциско Инфанте и Нонне Горюновой, их детях и внуках, художниках разных темпераментов и единодушного таланта.
На выставке можно увидеть новый, 2022 года, «Танец» Дарьи Коноваловой-Инфанте и Платона Инфанте, с отсылкой к Матиссу, с «театром» оживших теней, и есть хрестоматийно знаменитые «Проекты реконструкции звездного неба» 1965–1967 годов Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Есть реконструкция огромного импровизированного «панно» с работами из родительской мастерской и не менее импровизированный мир детской комнаты.
Известно немало творческих тандемов – и немного семей, где искусство передается из поколения в поколение. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова родили Пакито (Северина) и Платона, а они с Дарьей Коноваловой родили Серафима и Тихона. Напротив стены-мастерской с работами родителей, где пространство природы кинетически отзеркалено, геометризовано, «отсупрематизировано», динамизировано/замедлено, но любое обращение с этим пространством, внедрение в него разных знаков несет в себе восхищение пейзажем, – развешаны детские рисунки.
В шесть лет Платон сделал аппликации из черной бумаги: по листам бродили дамы с кавалерами, коты и лошадь с жеребенком. Много лет спустя уже для своих детей он создал анимацию, и теперь эти персонажи буквально переходят из рамки в рамку. Пакито (Северин) в 13 лет рисовал фломастерами причудливые филигранные конструкции – «Замок треугольника», «Замок времени», «Замок дня». Акварели 14-летнего Тихона, мастерски сделанные, уже интонированные то шутливо, то меланхолично, рассказывают, как на стоге сена разожгла костер воинственная дурында с огромным мечом, или показывают мальчика с глазами-бусинками, вызывающего в памяти иллюстрации к «Маленькому принцу».
Детство и зрелость на этой выставке живут рука об руку не только поколенчески, не только в традиционных новогодних видео, объединяющих всю семью, – эскизно намечено само взросление и движение времени. Главное, что не меняется, – ощущение драйва. Вгиковскую работу Платона Инфанте «Демисезон», короткометражку о том, как расцветают не только деревья, но и висящие-живущие на них люди, сменяет «Голифорнак Дэнс» Серафима, сделанный ранним зимним утром его дня рождения видео-оммаж друзьям, которых попросили станцевать на пустынных улицах старой Москвы. Ритмы танца и эстетика, отчасти напоминающая снимки Ленинградского рок-клуба, делаются метафорой пульса жизни, быстротечного времени, которое нужно ловить и проживать здесь и сейчас.
Поскольку у выставки, которую курирует арт-директор Музея Зверева Полина Лобачевская, семейный фокус, здесь не так много работ, и при всей разнице этих художников главное в «Фамильных ценностях» – общность. Не только та, что делает искусство образом жизни. Но и та, что дает импульс по-своему осмыслять отношения реального и изобретенного, пространства и времени, восприятия, будь то звездное небо над головой в «Проектах реконструкции…» или видео младших Инфанте. За скобками остались мультимедийные объекты Платона, но многим памятна, например, его «Траектория», показанная в прошлом году в Третьяковке на большой выставке кинетизма и, в общем, тоже говорящая о восприятии, времени и пространстве: под медитативные звуки падают маленькие столбики, задевая те, что закреплены на поверхности. Все просто: часть столбиков настоящая, другая – digital, смотреть можно бесконечно, как на воду или огонь.
Так что придуманный к выставке «Танец» с матиссовскими фигурами, что остаются по-фовистски плоскими силуэтами, но одновременно обретают объем в движении и звуке, становится символом семейного круга. Инфанте ведь еще и единомышленники.