0
4558
Газета Культура Печатная версия

31.05.2022 18:43:00

Одна абсолютно артистическая фамилия. Три поколения семьи Инфанте в Музее Зверева

Тэги: музей зверева, выставка, фамильные ценности, семья инфанте


музей зверева, выставка, фамильные ценности, семья инфанте Апликации из черной бумаги шестилетнего Платона. Кадр из видео музея AZ

Отмечая семилетие, Музей Зверева сделал ставку на «Фамильные ценности». Занявший все музейное пространство проект оказался камерным по форме, а главное, по сути, здесь рассказано о трех поколениях семьи Инфанте – классиках неофициального искусства Франциско Инфанте и Нонне Горюновой, их детях и внуках, художниках разных темпераментов и единодушного таланта.

На выставке можно увидеть новый, 2022 года, «Танец» Дарьи Коноваловой-Инфанте и Платона Инфанте, с отсылкой к Матиссу, с «театром» оживших теней, и есть хрестоматийно знаменитые «Проекты реконструкции звездного неба» 1965–1967 годов Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Есть реконструкция огромного импровизированного «панно» с работами из родительской мастерской и не менее импровизированный мир детской комнаты.

Известно немало творческих тандемов – и немного семей, где искусство передается из поколения в поколение. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова родили Пакито (Северина) и Платона, а они с Дарьей Коноваловой родили Серафима и Тихона. Напротив стены-мастерской с работами родителей, где пространство природы кинетически отзеркалено, геометризовано, «отсупрематизировано», динамизировано/замедлено, но любое обращение с этим пространством, внедрение в него разных знаков несет в себе восхищение пейзажем, – развешаны детские рисунки.

В шесть лет Платон сделал аппликации из черной бумаги: по листам бродили дамы с кавалерами, коты и лошадь с жеребенком. Много лет спустя уже для своих детей он создал анимацию, и теперь эти персонажи буквально переходят из рамки в рамку. Пакито (Северин) в 13 лет рисовал фломастерами причудливые филигранные конструкции – «Замок треугольника», «Замок времени», «Замок дня». Акварели 14-летнего Тихона, мастерски сделанные, уже интонированные то шутливо, то меланхолично, рассказывают, как на стоге сена разожгла костер воинственная дурында с огромным мечом, или показывают мальчика с глазами-бусинками, вызывающего в памяти иллюстрации к «Маленькому принцу».

Детство и зрелость на этой выставке живут рука об руку не только поколенчески, не только в традиционных новогодних видео, объединяющих всю семью, – эскизно намечено само взросление и движение времени. Главное, что не меняется, – ощущение драйва. Вгиковскую работу Платона Инфанте «Демисезон», короткометражку о том, как расцветают не только деревья, но и висящие-живущие на них люди, сменяет «Голифорнак Дэнс» Серафима, сделанный ранним зимним утром его дня рождения видео-оммаж друзьям, которых попросили станцевать на пустынных улицах старой Москвы. Ритмы танца и эстетика, отчасти напоминающая снимки Ленинградского рок-клуба, делаются метафорой пульса жизни, быстротечного времени, которое нужно ловить и проживать здесь и сейчас.

Поскольку у выставки, которую курирует арт-директор Музея Зверева Полина Лобачевская, семейный фокус, здесь не так много работ, и при всей разнице этих художников главное в «Фамильных ценностях» – общность. Не только та, что делает искусство образом жизни. Но и та, что дает импульс по-своему осмыслять отношения реального и изобретенного, пространства и времени, восприятия, будь то звездное небо над головой в «Проектах реконструкции…» или видео младших Инфанте. За скобками остались мультимедийные объекты Платона, но многим памятна, например, его «Траектория», показанная в прошлом году в Третьяковке на большой выставке кинетизма и, в общем, тоже говорящая о восприятии, времени и пространстве: под медитативные звуки падают маленькие столбики, задевая те, что закреплены на поверхности. Все просто: часть столбиков настоящая, другая – digital, смотреть можно бесконечно, как на воду или огонь.

Так что придуманный к выставке «Танец» с матиссовскими фигурами, что остаются по-фовистски плоскими силуэтами, но одновременно обретают объем в движении и звуке, становится символом семейного круга. Инфанте ведь еще и единомышленники. 


Читайте также


При проводах зимы в Морозовской больнице Масленица не пострадала

При проводах зимы в Морозовской больнице Масленица не пострадала

Елена Крапчатова

0
1242
Путешествие вне пункта назначения

Путешествие вне пункта назначения

Дарья Курдюкова

"Счастливого пути" – первая персональная выставка Никиты Dusto

0
1366
Капли с потолка как современное искусство

Капли с потолка как современное искусство

Олег Мареев

Когда бездарность элегантно завернуть в эко-био-креатив

0
2880
 ВЫСТАВКА  "Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики"

ВЫСТАВКА "Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики"

0
2088

Другие новости