0
5207
Газета Культура Печатная версия

31.05.2022 18:30:00

Быль и небыль "Бориса Годунова". Опера Мусоргского добралась до Краснодарского края

Тэги: международный оперный фестиваль, краснодар, премьера, борис годунов


110-7-1480.jpg
Постановка намекает на множественность
интерпретаций Смутного времени.  Фото
Татьяны Зубковой/Пресс-служба КТО
«Премьера» им. Л.Г. Гатова
Международный оперный фестиваль «Опера без границ» открылся в Краснодарском музыкальном театре премьерой «Бориса Годунова». Шедевр Мусоргского в постановке Ольги Ивановой был исполнен в Краснодарском крае впервые.

Когда узнаешь о том, что в России существуют еще оперные театры, в которых опера «Борис Годунов» в конце первой четверти XXI века до сих пор не была поставлена, понимаешь, как много еще предстоит сделать для того, чтобы, по словам Солженицына, «обустроить Россию». А этот оперный текст при всей своей условности проливает свет на очень многое в русской ментальности, позволяет глубже понять национальную идентичность, которую так сильно всколыхнула мощная волна русофобии. Исправлять свою несовершенную природу крайне сложно, но если знать и осознавать свои слабые стороны, их по крайней мере можно корректировать. Мусоргский вслед за Пушкиным и Карамзиным попытался осмыслить и феномен бессмысленного и беспощадного русского бунта, и уникальное явление русского юродства, и рабскую покорность безмолвствующего народа, который легко можно заставить славить из-под палки любого царя-ирода.

Несмотря на свой географический дебют в этом краю России, оперный опус Мусоргского предстал в столице Кубани не только в далеком от хрестоматийного визуального канона виде, но и в текстовой редакции, скомпилировавшей страницы как хорошо известные, так и почти неизвестные. К последним относится картина «Лесная прогалина под Сокольниками на Днепре», которая была опубликована в Полном академическом собрании сочинений Мусоргского, осуществленного Государственным институтом искусствознания, благодаря изысканиям музыковедов Евгения Михайловича Левашева и Надежды Ивановны Тетериной. Если до последнего времени речь шла лишь о двух редакциях «Бориса» – с большим, пышным польским актом, эффектной женской партией Марины Мнишек, написанной для Юлии Платоновой, словно бы оппозиционно противопоставленной раздираемому противоречиями мужскому миру, – и первоначальной редакции, без польского акта, то сегодня, опираясь на новое ПСС, смело можно говорить аж о восьми. В Краснодаре, по сути, увидели девятую, с громокипящим Полонезом из польского акта, но с неполными картинами иезуита Рангони, с Самозванцем, но без колоритной сцены в Корчме на литовской границе, без знаменитой шаляпинской песни беглого монаха Варлаама о взятии Казани.

Постановка Ольги Ивановой не без дерзкой провокационности сыграла на этом феномене множества редакций, недвусмысленно вслед за этим намекнув и на множественность интерпретаций этого периода русской истории, открытость версии убийства царевича Димитрия. Режиссер на правах художника, не скованного воображением, позволила зарвавшемуся в амбициях Самозванцу подпалить Чудов монастырь в финале третьей картины, напомнив о том, что этот монастырь многократно горел, а виновники поджога найдены не были. Прекрасно понимая природу условности оперного жанра, Иванова пошла еще дальше, словно бы устремившись и вовсе вывести так хорошо ей знакомые силуэты «Бориса Годунова» из-под гнета постановочного канона, чтобы привести к некоему символическому знаменателю мифа, увидеть в этом противоречивом эпизоде русской истории матрицу общеевропейской (а то и вовсе индоевропейской) сказки. Она решила вывести «Бориса Годунова» из-под власти документа, сделав достоянием пространства художественного высказывания. Иначе как можно было объяснить модную короткую стрижку и костюм главного героя, когда он вышел в одной из картин во второй половине оперы в черном кафтане с золотым орлом на брюхе и черной накидке с люрексом, явив собирательный образ разъедаемого рефлексией кинозлодея, разбирающегося со своим «пятном на совести». Князь же Шуйский в элегантном исполнении приглашенного московского тенора Игоря Вялых был одет в костюм, в котором проглядывали черты Герцога из вердиевского «Риголетто». Уж не хотелось ли художнику вольнолюбиво напомнить о том, что в строительстве Кремля принимал участие итальянский архитектор Аристотель Фиораванти? А в кристаллах головного убора Марины Мнишек просвечивали силуэты сказочной Снежной королевы.

Флера сказочности и былинности добавляли и укрупненные элементы декораций, заимствованные художником-постановщиком спектакля Виктором Герасименко с анималистических мотивов в лепной орнаментике русских белокаменных теремов и церквей, главным символом среди которых был выбран крылатый «огнегривый лев», возникавший в разных картинах в динамике – то приготовившийся к прыжку, то этот прыжок совершающий. Этому льву предстояло справиться с кишащим клубком змей скульптурной группы фонтана во дворе замка Мнишека в Сандомире, которых изображал эротично извивавшийся женский миманс. Звериности языческого мифа было противопоставлено скульптурное изваяние Богородицы с младенцем, которая становится антиномией соблазнам вульгарной, непокорной, кичливой, жаждущей власти Марины.

Дирижер-постановщик Дмитрий Крюков вместе с российско-белорусским составом солистов с большой страстью знакомил неискушенную краснодарскую публику с этой хитросплетенной редакцией, иногда пережимая в динамике, держа амплитуду громкости на уровне, не опускавшемся ниже меццофорте. Конечно, требовалось больше нюансов. Но в соблюдении баланса приходилось лавировать из-за подзвучки, без которой в непростых акустических условиях этого зала дирижеру и певцам пришлось бы несладко. Владимир Кудашев представил своего Бориса царем весьма экстравагантным, вальяжным, поющим без форсажа, иногда пугающе неканонично эстрадно, ведущим какую-то свою игру, обреченную на поражение. А что делать, когда против тебя собирается восстать такая западная дива, как Марина Мнишек в обольстительном исполнении меццо-сопрано Натальи Бызеевой. Одним из ярких пятен в пестром узорочье впечатлений стало исполнение партии царевича Федора не травести, а настоящим и очень голосистым и артистичным мальчиком Даниилом Мединцевым, против которого так жутко слушались полубезумные стенания его сестры Ксении «о мертвом женихе». Умышленно или нет, но очень вызывающе звучали два лирических тенора – Самозванца (Дмитрий Бобров) и Юродивого (Игорь Горбань), словно режиссер хотела показать экстремальные крайности, испокон веков сопровождающие историю русского трона. 


Читайте также


Посещение Европы по методу Штрауса

Посещение Европы по методу Штрауса

Владимир Дудин

Премьера оперетты "Летучая мышь" состоялась в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

0
3232
По примеру Гоголя

По примеру Гоголя

Марианна Власова

Лекция Юрия Цветкова о событиях, мероприятиях и публикациях за последние 300 лет

0
957
В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

Елизавета Авдошина

"Десять посещений моей возлюбленной" поставил Мурат Абулкатинов

0
3761
Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
4306

Другие новости