Фото автора
Патриарх отечественного хорового искусства Владимир Николаевич Минин, отвечая на вопрос о разнице между профессиональным и любительским хором, сказал: «Все дело в хормейстере, в лидере, в дирижере. Как говорится, рыба тухнет с головы. Если есть настоящий руководитель в хоре, личность, то тогда вокруг него все вертится. Он является и той центробежной, и центростремительной силой, которая порождает вокруг себя определенную атмосферу. Это очень видно по лицам артистов – какая атмосфера царит в хоре. Одному лидеру они отдаются в пении, все устремлены к нему, а в другом хоре этой связки нет, все весьма формально. Опять же дело в лидере, который и сам должен отдаваться делу с удовольствием, а не только и не столько за зарплату. Нужно быть личностью, чтобы к тебе люди тянулись и хотели с тобой петь. Нужны в равной степени талант и искренность, это дело должно быть согрето твоим сердцем. Нужно обожать свою профессию – тогда люди чувствуют, что ты предан этому делу без остатка».
Эти слова в полной мере относятся к Александру Сергеевичу Пономареву – выдающемуся хормейстеру, заслуженному артисту РСФСР, основателю московской Детской хоровой школы «Весна», которую он возглавлял почти полвека и чей Старший хор прославился без преувеличения на весь мир. Он был именно той личностью, которая объединяет людей, и, безусловно, служил своему делу истово. 16 мая исполнилось ровно десять лет, как мастер ушел из жизни: созданный им коллектив почтил память своего основателя большим концертом в в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла, что на Китай-городе.
Александру Пономареву выпала счастливая судьба: он работал с детьми и учил их прекрасному. За полвека существования школу окончили сотни московских ребят, которые благодаря ей не только приобщились к великому искусству классической музыки, но и несли это прекрасное искусство благодарной публике, приходившей на многочисленные концерты хора Пономарева как в Москве, так и по всей России, по всему миру.
Выдающийся педагог и замечательный музыкант, Пономарев создал свою уникальную систему музыкального воспитания, которая была успешно реализована в «Весне», и принесла удивительные плоды настоящего профессионализма и служения искусству. «Весна» как известно, выросла из обычного жэковского кружка, каких было и есть по нашей стране миллионы. Этому принципу Пономарев оставался верен всегда: первоначальный отбор детей по музыкальным данным был минимальным, фактически в «Весну» брали всех. И начинали кропотливую работу по развитию музыкальных задатков каждого – какими бы скромными они не были. Разумеется, в процессе обучения селекция была неизбежна – слишком серьезное и ответственное это дело, академическая музыка. Но те, кто искренне был заинтересован в самосовершенствовании, кто страстно хотел постичь все эти премудрости и погрузиться в этот сложный, но удивительный мир, были поощряемы и получали сторицей.
Пономарев обладал удивительным даром убеждать, заинтересовывать: детям всегда было с ним увлекательно, на его занятиях они узнавали и постигали многое из такого, с чем в обычной жизни рядовые московские сначала советские, а потом российские школьники никогда бы не встретились. Суметь донести до детей и сделать для них родными все эти премудрости классической музыки – это ведь совсем непросто.
Уникален репертуар «Весны». С самых первых дней существования коллектива первоклассный вкус её руководителя подарил детям возможность соприкосновения с самыми прекрасными образцами музыкального искусства, с настоящей музыкой. Крупная форма – кантаты, оратории, отрывки из опер, бесчисленные хоровые миниатюры, лучшие образцы современной музыки вплоть до самых изощрённых изысков авангардизма – всё это было в репертуаре простых ребят с северо-востока столицы. Одно это вызывает удивление и восхищение, не может не восприниматься как чудо. Именно благодаря дару Пономарева убеждать и заинтересовывать этим сложным репертуаром, благодаря погружению в этот мир, происходил духовный рост его подопечных, которых он просвещал, которым он прививал вкус и понимание искусства.
Во многом «Весна» уникальна и как социальное явление, как коллектив: здесь свои строгие правила, свой распорядок, своя система отношений между детьми, между ними и педагогами – вторую подобную, наверно, нигде больше не сыскать. Социализация, которую здесь получают дети, совсем иного рода, чем ту, что они естественным образом обретают в семье и в школе, и этот опыт благородного служения прекрасному, которому их здесь учат сызмальства, дает каждому уникальный духовный фундамент, жить с которым потом – вне зависимости от того, станешь ты музыкантом или нет – необыкновенно сложно (потому что кругом бездуховности – море), но одновременно и удивительно приятно и даже где-то почетно.
Мемориальная программа включала широкую палитру музыкальных сочинений, словно обозначив вектора тех устремлений в творчестве, что культивировал Пономарев: русская (Кастальский, Чесноков, Рахманинов, Чайковский) и западноевропейская классика (Бах, Шуман, Форе), современные авторы (Подгайц, Екимов, Эшенвальдс, Дьёндьёши). Прозвучали как сочинения, которые «Весна» исполняла еще со своим основателем, так и принципиально новые. Возвышенный строй музыки более чем соответствовал моменту, а «Весна» продемонстрировала свои лучшие качества – уникальный воздушный звук, легкий и чистый, идеальный строй, исключительную музыкальность исполнения, тонкую и вдумчивую подачу материала. Традиции Пономарева сегодня поддерживает его ученица, художественный руководитель «Весны» Надежда Аверина.
комментарии(0)