Госоркестр Татарстана под управлением Мастранджело исполняет Третью симфонию Рахманинова. Фото пресс-службы фестиваля «Белая сирень»
В этом году фестиваль под руководством народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского открывает серию торжеств, посвященных грядущему 150-летию Рахманинова, – и прежде всего июньский Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Рахманинова.
Пять концертов в ГБКЗ имени Сайдашева, традиционной площадке фестиваля «Белая сирень», – это ежегодное признание в любви великому русскому композитору, давно уже получившему статус «наше все». Маэстро Сладковский уверен, что в музыке Рахманинова – «вся жизнь: и слезы, и радость, и печаль, и величие, и скорбь, и, конечно, Восток». Дирижер и его подопечные уже 11 лет не устают открывать местной публике новые страницы симфонического и фортепианного творчества Рахманинова, приглашая таких же единомышленников.
На одном из концертов фестиваля за пульт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан встал прославленный дирижер Фабио Мастранджело. В разговоре с корреспондентом «НГ» маэстро признался: «Мне всегда безумно приятно работать с Госоркестром Татарстана, который поддерживает исполнительские традиции и потрясающе понимает музыку Рахманинова. Рахманинов – мой любимый композитор, я всегда ищу возможность исполнять его сочинения. Почему именно он? Знаете, любовь иногда трудно объяснить. Но именно его музыка больше всего трогает меня до глубины души. Моя жизнь была и будет связана с музыкой Рахманинова, но именно ближайшие два года эта связь будет особенно тесной в связи с наступающим юбилеем Сергея Васильевича. Я глубоко признателен Денису Мацуеву за приглашение стать членом жюри Международного конкурса Рахманинова, который отражает две стороны великого музыканта – как композитора и как дирижера. Надеюсь, конкурс откроет новые таланты. А в следующем году, когда будет официальный повод отметить 150-летие Рахманинова, в моих планах – исполнение ряда его произведений, среди которых можно выделить, например, Этюды-картины в оркестровке Респиги».
ГАСО РТ под управлением Мастранджело исполнил Третью симфонию – поздний цикл Рахманинова, созданный уже в эмиграции и потому пронизанный ностальгическими нотками, той самой тоской по родине – чувствами, намертво связанными с фигурой композитора.
Госоркестр Татарстана представил этот опус с рахманиновской сдержанностью, с умеренным романтическим порывом, при этом вкладывая в исполнение весь спектр чувств. В их интерпретации симфония воспринималась отчасти как философское размышление художника о смысле жизни и о своем прошлом. Музыканты великолепно подчеркнули и колокольность, и причудливые восточные темы-переклички, и глубоко русскую кантилену, и даже грозный напев Diesirae – словом, ключевые «опознавательные знаки» рахманиновского стиля.
Также в этот вечер прозвучала визитная карточка Рахманинова – Второй фортепианный концерт, в котором солировала Полина Осетинская. Пианистка не боится играть подобные «хиты»: «У такой музыки есть одно замечательное свойство: как бы она ни навязла в ушах, каждый новый день приносит тебе возможность услышать и преподнести ее по-новому».
Осетинская вспоминает, как десять лет назад исполняла тот же концерт на одном из первых фестивалей «Белая сирень»: «Тогда я приехала в Казань со своим четырехмесячным ребенком – пока проходили репетиции, мой сын ползал по роялю, а в антракте его держал на руках внук самого Рахманинова. В этом году я решила снова взять для исполнения Второй концерт, чтобы получилась некая цикличность. Это сочинение – часть меня, с которой я выросла».
Особое отношение Осетинской к музыке Рахманинова ощущалось уже с первых, всем известных аккордов сочинения – это было невероятно обдуманная, осмысленная интерпретация, наполненная личными чувствами, переживаниями, невысказанными словами. Отсюда и достаточно свободные темпы, которые маэстро Мастранджело аккуратно подхватывал и в целом ориентировался на солистку.
Госоркестр Татарстана оказался по-настоящему чутким и понимающим собеседником Осетинской: музыканты в очередной раз доказали, что и самые известные сочинения могут прозвучать небанально и свежо. А в качестве постскриптума, финального биса Осетинская выбрала Прелюдию соль мажор опус 32 Рахманинова: вот так тихо и нежно завершился этот вечер признания в любви композитору на фестивале его имени.