0
3901
Газета Культура Печатная версия

22.05.2022 19:34:00

В Новой Третьяковке открыли выставку к 85-летию Эдуарда Штейнберга

От черного квадрата к свету поминальных записок

Тэги: новая третьяковка, выставка, эдуард штейнберг


новая третьяковка, выставка, эдуард штейнберг «Я не абстрактный художник, а нормальный реалист», – говорил Штейнберг. Фото агентства «Москва»

Десять лет назад не стало Эдуарда Штейнберга, классика неофициального искусства, мастера геометрической абстракции – хотя это определение применимо к нему с известной долей условности. Для камерной, но получившейся насыщенной выставки «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса» куратор Мария Бодрова собрала работы из семи российских музеев, включая Эрмитаж и Пушкинский, которому вдова художника Галина Маневич в 2016 году подарила дом-мастерскую Штейнберга в Тарусе.

Штейнберг вернул космическим амбициям супрематизма Малевича человеческое измерение. Еще на рубеже 1960–1970-х сокративший в своем искусстве пульсацию предметного мира до минимума, впервые живьем увидевший «Черный квадрат» в 1981-м на выставке «Москва-Париж», Штейнберг, не прерывая диалога с авангардистом, понял, что их разделяет. «Трагическая немота», «богооставленность», «ночь» Малевича были иным вектором, чем обращенная к свету живопись Штейнберга.

Супрематист позиционировал свой квадрат бесконечной основой дальнейших трансформаций, «зародышем всех возможностей», в том числе креста. Этот квадрат, размещенный в красном углу, был иконой нового времени и нового реализма. У Штейнберга, принявшего в 1968-м крещение, черный крест взламывает герметичную геометрию светлого квадрата, не стремясь в космические выси, но оставаясь поминальным символом, посвященным родителям. «Хочу подчеркнуть, что я не абстрактный художник, а нормальный реалист», – говорил художник, и разница с реализмом и натурализмом Малевича очевидна.

Неслучайно крест теперь выбран Алексеем Подкидышевым смысловым нервом выставочной архитектуры. Огромный крест делит пространство 38-го зала по периодам, с рубежа 1950–1960-х по 2000-е годы, напоминая о диалоге с авангардом, но, главное, об универсальном символе памяти, печали, того, что все конечно.

К христианским мотивам в абстракциях Штейнберга эпоха добавляла контекст с иературами Михаила Шварцмана и «Библейским циклом» Юрия Злотникова. К какой-то метафизической данности простых предметов (птица, череп…), что была помножена на заряженный светом лаконичный колорит, эта эпоха добавляла работы Игоря Вулоха и Владимира Вейсберга. Штейнберг находился в этом ряду и, подобно этим большим художникам, из ряда выделялся.

Память, время были важнейшими для него категориями. Тем больше, чем внешне проще и напряженнее внутренне становилась его живопись. Сын Аркадия Штейнберга, поэта, переводчика и художника, прошедшего выучку ВХУТЕМАСа, он шел от ранней живописи, где эмоцией правил цвет, красочность, живописность и все эти привычные категории, – к работам, в которых цвет и форма уходили в минимум, в знак. Он вспоминал, что «старался уйти в свою нишу, найти свой стиль, хотя при этом всегда отказывался от «Я» в искусстве... Там нет никакого «Я», есть только время, пространство, музыка».

Время с музыкой – это месяц, упавший навзничь в супрематической вселенной («Композиция. Таруса»), это память об ушедших и поименованных соседях в «Деревенском цикле» (Штейнберг еще называл его «Похоронкой» и «поминальными записками»), который только визуально может напомнить одноименную серию Малевича, но, храня память о конкретных людях, вписывая ее в размышления о вымирающей деревне Погорелка и круговороте жизни вообще, более человечен. Пространство – это одновременно и укорененность живописи, сколь бы отвлеченно она ни выглядела в конкретной географии («Композиция. Кратово»), и место рождения света, появляющегося на месте истаивающего цвета. 


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
437
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
224
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
209
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2306

Другие новости