0
5062
Газета Культура Печатная версия

17.05.2022 17:53:00

В Новой Третьяковке показывают Генриха Семирадского и других пленников красоты

Эмигрировавшие в античность

Тэги: выставка, генрих самирадский, третьяковская галерея


выставка, генрих самирадский, третьяковская галерея Академизм, стиль неогрек – историческое явление, и музей его показывает. Фото агентства «Москва»

Весенний блокбастер Третьяковки, посвященный родившемуся под Харьковом, умершему в Польше классику салонной живописи Семирадскому, был задуман задолго до начавшихся в феврале событий. Зарубежные музеи сейчас представлены Арменией, откуда привезли давшую название выставке картину «По примеру богов», и Белоруссией, предоставившей холст «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу», который в 1870 году открыл перед художником карьерные двери. Всего в проекте «Генрих Семирадский. По примеру богов» собрано больше 100 произведений. Половина принадлежит главному герою, другую составляют скульптуры и вазы, работы художников круга Семирадского, а главное, наших современников, вступающих в диалог с академической традицией. Курирует проект Татьяна Карпова, в 2018-м делавшая выставку «Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма» в Серпуховском историко-художественном музее. В самой Третьяковке «пленников красоты» представляли в 2004 и 2011 годах.

Ученик ученика Брюллова, до того успевший защитить диссертацию «Об инстинктах насекомых» на физмате Харьковского университета, после – награжденный королем Италии орденом Corona d’Italia, ставший кавалером ордена Почетного легиона, профессор Императорской академии художеств, римской Академии Св. Луки, член-корреспондент Французской академии изящных искусств, знакомец Генрика Сенкевича и прерафаэлита Альма-Тадемы, наконец, владелец виллы в Риме и имения в Стшалкове – Семирадский был художником, которого ценил Александр III и игнорировал Павел Третьяков.

Пестрая живописная махина с гетерой Фриной, где есть все, что иным нужно для счастья, – теплое солнце, морская лазурь, античные мраморы, чьим силуэтам вторит красота как бы оживших античных героев, – была куплена Александром III, тогда же впервые изъявившим намерение учредить в Петербурге музей русского искусства. При дворе «великую красоту» Семирадского любили: 25-летнему Александру Александровичу, тогда еще великому князю, подарили «Римскую оргию», он же стал владельцем знаменитой «Грешницы», написанной по заказу великого князя Владимира Александровича. Того самого, который станет президентом Академии художеств и ославится «Кровавым воскресеньем», после которого Серов и Поленов порвут с академией. Павел Михайлович Третьяков не купил ни одного полотна Семирадского, и спустя век с лишним в Третьяковке хранится только пять его картин да несколько рисунков.

Пока передвижники бились за правду жизни и содержательность живописи, в формальные эксперименты почти не вдаваясь, академизм Семирадского и художников его круга – Степана Бакаловича, братьев Сведомских, Федора Бронникова, Василия Смирнова, которых Бенуа назовет «эпигонами романтизма», – действовал в противоположном направлении. Аполлоническое и дионисийское начало, Христос и Антихрист-Нерон, росписи храма Христа Спасителя (вернее, то немногое, что уцелело) или не сохранившиеся панно с Музыкой религиозной и светской, написанные для Варшавской филармонии и представленное сейчас в виде слайд-шоу, – для Семирадского это прежде всего про поиск красоты, иногда про литературу («Грешница» написана по поэме Алексея Толстого, в «Отдыхе патриция» появляется подражание Анакреонту), всегда про материальную культуру, помноженные на константную томную чувственность, пестроту красочных мазков (он знал, что его ценят за технику), призванных перенести зрителя далеко-далеко, где солнечно и в целом довольно безопасно. Будто на спиритическом сеансе с модной тогда Эвсапией Палладино, что устроили на римской вилле Семирадского. Это грезы об ожившей античности, но ведь, кажется, у Семирадского она тем желаннее, чем недостижимее, фантазийнее. Он развернул грандиозное дефиле пусть клишированных, но услаждающих взор и не обременяющих сознание форм, которые заставляют/помогают не думать. Замечать тень живых эмоций все больше в неживом, в гримасе горгоны Медузы из «Опасного урока» или в рельефном сатире, притаившемся возле новых влюбленных, что вторят скульптурной позе Амура и Психеи в «По примеру богов».

Выставка «По примеру богов» сделана качественно, среди прочего здесь есть, например, рассказ об использовании Семирадским фотографии, мультимедиа из Польши. Этот проект бессмысленно ругать. И бессмысленно хвалить – не столько потому, что кто-то, возможно, найдет в нем временное отвлечение от новостной ленты или фон для селфи в какие-то из еще не запрещенных соцсетей. Академизм, стиль неогрек – историческое явление, и музей его показывает. С контекстом из античных ваз и классицистической скульптуры XIX века, с современниками-живописцами (само количество картин и их качество тоже становятся смысловой оценкой явления). Но осовременивают выставку – и в смысле интонирования тоже – наши современники. Эта перспектива – самая интересная часть проекта.

У новых академиков Тимура Новикова и Ольги Тобрелутс соответственно то Аполлон Бельведерский попирает красный квадрат на серебристой тряпице, то «Бдение Александра Македонского» работы скульптора Козловского истаивает, как мираж, от снимка к снимку (при этом вся серия соседствует с Александром и врачом Филиппом кисти Семирадского). В эстетике руин, теме, столетиями любимой классическим искусством, мериле вкуса, Валерий Кошляков ставит вопрос о том, что такое сегодня вообще «эстетика» – его «фрески» созданы на склеенных кусках картона от упаковочных коробок, с проступающими сквозь написанную античность логотипами производителей, с потертостями. Фотосерия Тима Парщикова «Times New Roman» – о хождении античности в народ, в виде бесконечных китчевых гипсовых реплик статуй, которые полками стоят на рынках по пути на чью-нибудь виллу. Среди новых вариаций-размышлений живопись Семирадского чувствует себя комфортно, ей они не помеха. Его живопись (не)приятна предсказуемостью: не изменит(ся), не завянет, не взлетит, не упадет и шага в сторону (от ожидаемого) не ступит. 


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1084
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
614
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
584
3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

Руководство упразднило один из самых энергичных отделов

0
2322

Другие новости