0
4179
Газета Культура Печатная версия

15.05.2022 19:01:00

По правилам чести и мести. В Музеях Кремля переделали и открыли уникальную выставку о дуэли

Тэги: выставка, дуэль, культурологический феномен


выставка, дуэль, культурологический феномен Выставка – о дуэли как культурологическом феномене. Фото агентства «Москва»

«Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» была международным проектом на малоизученную тему. Открытие, запланированное на 3 марта, пришлось отменить – из-за известных событий в конце февраля экспонаты из зарубежных собраний, а среди них были и Лувр, и Прадо, нужно было вернуть владельцам с уже смонтированной экспозиции. По словам одного из кураторов проекта Василия Новоселова, выставка лишилась около трети произведений.

Памятником той, не случившейся экспозиции и проведенным к ней исследованиям остался подготовленный европейскими и российскими специалистами каталог. Гендиректор Музеев Кремля Елена Гагарина говорит, что его издали и на английском, чтобы отправить зарубежным коллегам для научной работы, – дуэль на самом деле плохо изученный сюжет. Всего за два месяца «Дуэль» – а это время на поиск экспонатов, оформление документов, иногда и на реставрацию предметов – переделали, поменяв участников на российские музеи, показавшие в данном случае удивительную сплоченность. Но понятно, что по-настоящему единичным вещам нет ни замен, ни рифм.

Так, из Королевской Оружейной палаты в Мадриде на ту, не открывшуюся выставку привозили доспех борзой XVI века. Елена Гагарина подчеркивает, что это «единственный такой доспех в мире, все остальные – копии и фейки XIX столетия». Легенда о французском рыцаре Обри де Мондидье, из зависти к его талантам и успехам убитом на охоте своим другом, восходит к XIV веку и жила в исторической памяти столетия. Сейчас этот сюжет на выставке оказался редуцирован и представлен гравюрой с поединком «Божьего суда», в котором собака мстит за погибшего хозяина.

Еще один невосполнимый пробел, говорит Василий Новоселов, – прижизненные карандашные портреты знаменитых дуэлянтов, приезжавшие в Москву из Национальной библиотеки Франции, в том числе изображение Ги Шабо, барона де Жарнака. Благодаря ему дуэльная практика пополнилась знаменитым «ударом Жарнака», а дуэльная этика получила фразу, сказанную этим французским придворным Генриху II: «Наши жизнь и имущество принадлежат королю, душа принадлежит Богу, честь – только нам, так как над моей честью король совершенно не властен». С течением времени эти слова, отмечает куратор, трансформировались в девиз дворянства, «в том числе русского дореволюционного офицерства: «Душу – Богу, сердце – даме, жизнь – государю, а честь – никому».

Правда, среди рисунков, которые вместо прежних появились теперь в залах, есть, например, портрет маршала Франции Жан-Батиста Бюда де Гебриана, интересный и тем, что вместе с эрмитажными специалистами он был атрибутирован к выставке. Дуэль, где де Гебриан выступал секундантом, едва не перечеркнула его карьеру: поединок произошел вскоре после издания королевского эдикта о запрете дуэлей. Воинственность маршала наложила отпечаток на его лицо: при осаде Вигано в 1630 году он был ранен в щеку, шрам так и не затянулся, поэтому всю оставшуюся жизнь де Гебриан был вынужден носить пластырь или мушку.

Несмотря на обилие всевозможных рапир и даг (кинжалов для левой руки), отличавшихся от региона к региону и от века к веку, нынешняя выставка, конечно, не о совершенствовании механизмов убийства, а о дуэли как культурологическом феномене – то есть о защите чести, ее этике, эстетике и тактике.

Возникшая на фоне Итальянских войн XVI столетия, корнями дуэль уходит и в традиции средневекового поединка «Божьего суда», и в традиции рыцарской культуры. «В обосновании дуэли обычно опирались на два источника: Библию с битвой Давида и Голиафа и торжество правого над неправым, то есть как раз Божий суд, – и такие античные истории, как битва Горациев и Куриациев или, например, Геракла и Антея. Гладиаторов упоминали и сторонники, и противники дуэли. Сторонники приводили их в пример как мастеров своего дела, и многие преподаватели-фехтовальщики называли себя гладиаторами. Противники дуэли указывали на то, что гладиаторы были рабами, людьми низкого сословия, сражавшимися ради зрителей, и негоже человеку чести им уподобляться. Представления о правилах ведения поединка идут, с одной стороны, от судебного поединка «Божьего суда», а с другой – от рыцарских турниров», – рассказывает сокуратор проекта Федор Панфилов.

Довольно быстро дуэль стала восприниматься как искусство XVI–XVII веков, где сфокусирована экспозиция, приросла множеством трактатов по фехтованию, «геометрия смерти» пестрит в дуэлях многочисленными схемами: для успешного поединка надобны и математические знания, и знания о механике работы человеческого тела.

Многообразие дуэльных форм и их эволюция вплетают в свой магистральный сюжет много историй – от монаршей дуэли Франциска I и Карла V до комичной «Дуэли карликов», плода фантазии гравера Стефано делла Беллы. Со временем, когда поединок чести перестал быть прерогативой дворян и профессиональных военных, сам феномен начал размываться, история иронизировала и над защитой чести, и над теми, кто пытался прекратить смертоубийство. Людовик XIV гордился окончательным искоренением дуэли, но, как рассказывает Федор Панфилов, «уже через неделю после его смерти рядом с королевским дворцом в центре Парижа происходит дуэль между двумя молодыми офицерами, причем один из них не очень благородного происхождения, из среды новых дворян мантии. Дуэль произошла из-за того, что один из них купил модную тогда ангорскую кошку, а второй соответственно не успел этого сделать». И пусть многие истории о вырождении дуэли остались за хронологическими рамками проекта, в целом он ведь еще о том, что, перефразируя куратора, полезно думать, что делаешь и говоришь. И в XVI, и в XXI веке. 


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1065
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
600
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
569
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2526

Другие новости