0
4754
Газета Культура Интернет-версия

14.05.2022 13:15:00

Хоровая палитра от Минска до Владивостока

Хоровой гала-концерт XXI Московского Пасхального фестиваля в Концертном зале имени Чайковского объединил шесть коллективов Союзного государства

Тэги: московский пасхальный фестиваль, галаконцерт, гергиев, сайфуллин


московский пасхальный фестиваль, гала-концерт, гергиев, сайфуллин Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Масштабный музыкальный праздник, который уже третье десятилетие проводится не только в Москве, но по всей России (а в иные годы его мероприятия «выплескивались» и за пределы нашей страны) благодаря своему создателю Валерию Гергиеву и его Мариинскому театру имеет в большей степени симфонический акцент – программы, связанные с участием оркестра Мариинки (сугубо симфонические, но также и оперные), получаются яркими и резонансными. Однако не меньший интерес все годы представляет собой и Хоровая программа фестиваля, хотя она и не так распиарена и зачастую остается несколько в тени программы Симфонической.

Если отталкиваться от аналога и предшественника московского форума – Зальцбургского пасхального фестиваля – то становится совершенно очевидным, что привязка к главному христианскому празднику весьма условна: на европейском празднике также доминируют опера и симфоническая музыка. Однако, представляется, что в случае в Россией акцент все же несколько смещен – благодаря нашей исторической традиции чтить именно Пасху (а не Рождество, например, как принято в западной версии) как главный христианский праздник. И наличие представительной Хоровой программы в московской фестивальной афише – не случайно: ведь именно хоровое искусство – основа церковной музыкальной традиции в православии. Это, конечно, не означает, что ее наполнение должно быть сугубо религиозным – фестиваль был и остается светским, прежде всего праздником музыкального искусства. Однако подчеркивание идеи соборности, единения, а также приоритет певческого искусства, преимущественно исполнение а капелла – это как раз то, что очень нужно Московскому пасхальному фестивалю, в том числе и для того, чтобы иметь свое неповторимое лицо.

Хоровая программа этого года включала выступления прославленных коллективов – в первую очередь, конечно, хора Мариинского театра, а также Синодального хора, Мастеров хорового пения, хора Петербургской консерватории, Патриаршьего хора, хоров Данилова и Псково-Печерского монастырей и многих других. Многие концерты программы были совершенно бесплатны для пришедшей публики – вход на них был свободным. В силу нынешних геополитических обстоятельств участники были практически только из России: от былой яркой мозаики, демонстрации разнообразия православной певческой традиции вынужденно пришлось отказаться. Но это не означает, что Хоровая программа этого года оказалась беднее и хуже, что и продемонстрировал ее финал: заключительный торжественный аккорд прозвучал накануне Дня Победы в Зале Чайковского.

На главной филармонической сцене страны свое искусство продемонстрировали шесть интереснейших коллективов: пять российских и гости из Минска. Открыл вечер единственный детский хор в программе – «Весна» имени Александра Пономарева, коллектив-флагман детского хорового исполнительства нашей страны. Общая тональность выступления детей оказалась очень пасхальной, ее лейтмотив – просветление, хотя четыре представленных сочинения продемонстрировали репертуарную широту, а церковное сочинение в программе было только одно («Достойно есть» Чеснокова). Тем не менее, и в романтическом «Рассвете» Чайковского, и в народных песнях (словенской и негритянской) сквозили настроения радостные и светлые. Воздушный звук и нежная выразительность, мягкость и точность звучания – вот неоспоримые достоинства «Весны», возглавляемой ныне ученицей Пономарева Надеждой Авериной.

Хоровая капелла Башкирии имени Тагира Сайфуллина (худрук Алсу Хасбиуллина) сделала акцент на национальной музыке своего края, явив звук яркий и мощный. С воодушевлением прозвучали нетривиальные по мелосу песни «Уралтау», «Буранбай» и «Диля». Пермский хор «Млада» (худрук Ольга Выгузова) заворожили зал поэтичностью звучания с первого опуса – песни Александра Журбина «Как в России поют». В этой же эмоциональной тональности коллективом были исполнены «В лесу прифронтовом» Блантера и «Васильки» Аедоницкого. Единственным не академическим коллективом программы стал ивановский «Светилен» (худрук Дмитрий Гаркави), соединяющий в своем творчестве фольклор и эстраду – его выступление прозвучало заметным контрастом ко всей атмосфере концерта.

Яркое впечатление оставили выступления коллективов из двух крайних точек фестивальной географии – Владивостока и Минска. Хор Дальневосточного федерального университета (худрук Елена Петухова) порадовал и изысканностью репертуара (шведская и латышская народные песни, сочинения Тамары Яшвили и Михаэля Остжиги), и безупречным решением сложнейших музыкальных задач, и по-театральному выразительной пластикой, находящейся в полной гармонии с музыкальным содержанием выбранных опусов. Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора (худрук Виталий Соболевский) сочетал в своем пении колористическое богатство голосов, мощь звучания с проникновенностью интонаций: особый колорит выступлению придавал национальный репертуар – сочинения «Хрыстос васкрос», «Мой родны кут», «Як пайду я дарогаю» порадовали публику мягкой задушевностью звучания белорусского языка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
6631
Валерий Гергиев решил возвращать в Большой шедевры

Валерий Гергиев решил возвращать в Большой шедевры

Надежда Травина

Оперные премьеры в основном заменят гастроли спектаклей из Мариинки

0
4994

Другие новости