0
6590
Газета Культура Печатная версия

21.04.2022 20:05:00

Космос музыки Баха в Свердловской филармонии

Ежегодный фестиваль музыки Bachfest прошел в 11-й раз

Тэги: музыкальный фестиваль, бах, французская музыка, свердловская филармония


музыкальный фестиваль, бах, французская музыка, свердловская филармония «Бах и французская музыка» – тема фестиваля этого года. Фото пресс-службы Свердловской филармонии

Задуманный как приношение великому немецкому композитору, фестиваль не случайно получил свою прописку весной. 31 марта отмечается день рождения Иоганна Себастьяна Баха, ставшего одним из столпов и символов мировой музыкальной культуры.

Инициатором и бессменным руководителем баховских мероприятий в столице Урала стал органист Свердловской филармонии Тарас Багинец, придумавший для нынешнего фестиваля тему «Бах и французская музыка».

Как известно, Бах никогда не покидал пределы родной Германии, однако благодаря своему знакомству с нотными рукописями, а также личному общению с гастролировавшими европейскими музыкантами был в курсе всех новейших течений и легко постигал особенности разных национальных стилей.

Описание произошедшего в Дрездене знаменитого состязания Баха с органистом королевской капеллы в Версале Луи Маршаном, закончившегося полным триумфом немецкого гения, вошло во все учебники истории музыки. Достигшая в первой половине XVIII века пика своего могущества Франция задавала тон всей европейской моде, однако универсальное по своей сути творчество Баха всегда было выше любых вкусов и пристрастий.

К сожалению, в связи с непредвиденными обстоятельствами в Екатеринбурге отменились выступления европейских артистов, но мгновенно откликнувшиеся российские музыканты помогли провести все запланированные концерты и сохранить задуманную концепцию фестиваля.

Взаимодействие Баха с французской музыкой происходило по шкале времени как в сторону прошлого, так и будущего. Так, в программе открытия под управлением дирижера Алексея Доркина, заменившего заявленного немецкого дирижера Кая Йоханнсена, мотет BWV 227 и церковная кантата Баха соседствовали с Концертом для органа Пуленка и известной фантазией «Карнавал животных» Сен-Санса, с их ироничными и серьезными отсылками к музыке барокко. А непосредственно перед закрытием фестиваля клавесинистка из Москвы Мария Успенская, заменившая француза Жана Рондо, сосредоточенно исполнив в первом отделении «Французскую увертюру» Баха, во втором показала, что могло вдохновлять немецкого мастера в произведениях его французских коллег – Жан-Филиппа Рамо и Луи Куперена.

Достойным завершением фестиваля и его смысловой кульминацией стало исполнение на сцене филармонии шести Бранденбургских концертов Баха, классики барочного репертуара и своеобразной энциклопедии оркестровых стилей XVIII века. История про то, как Бах, решивший доказать Маркграфу Бранденбургскому Христиану Людвигу, что может сочинять не хуже прославленных итальянцев или французов, подарил сиятельной особе каллиграфически написанные партитуры, чуть было не закончилась потерей величайших шедевров в истории музыки. Его высочество скорее всего не оценил стараний скромного капельмейстера (нет никаких свидетельств об исполнении концертов при дворе), а после кончины маркграфа рукописи были проданы за бесценок в общей кипе нот и только благодаря чудесному провидению сохранились, будучи изданными лишь в середине XIX века.

Несмотря на объединение автором всех концертов в единый цикл, каждый из них абсолютно индивидуален и по составу, и по форме. Представить все эти баховские произведения в один вечер – серьезная задача, с которой блестяще справились молодые музыканты Уральского молодежного симфонического оркестра под управлением Алексея Доркина, а также приглашенные солисты из Москвы. То, с какой легкостью и с каким изяществом были исполнены сложнейшие концерты, – свидетельство того, что российская исполнительская школа серьезно продвинулась вперед, успешно осваивая теорию и практику барочного музицирования. Выступавшие на сцене молодые ребята с большим удовольствием погружались в хитросплетение голосов и гармоний, равно как и в чередование самых разных эмоций – от скорби до безудержного ликования. Это прекрасно передавалось слушателям, которые с энтузиазмом аплодировали.

Кульминацией вечера стал исполненный в середине второго отделения Пятый бранденбургский концерт, прозвучавший камерным составом и без дирижера. Функцию руководителя в этом произведении взяла на себя московская скрипачка Марина Катаржнова, темпераментно ведшая за собой остальных участников. Нежные флейтовые вздохи Ольги Ивушейковой и огненные, стремительные соло у игравшего на клавесине Тараса Багинца (виртуозная каденция в первой части) чередовались с наполненным, строгим и ясным звучанием оркестровой группы. Исполнявший во всех концертах партию клавесина Багинец во время перемены состава произносил небольшое вступительное слово, комментируя особенности партитуры предстоящей части цикла.

Вечер завершился Вторым бранденбургским концертом с солирующей трубой. Когда в 1977 году в далекий космос был отправлен аппарат «Вояджер» с посланием от человечества, на золотой пластине была записана первая часть этого концерта как один из ярчайших примеров того, что было сочинено человеком. Музыка Баха действительно космична, но это звуки не холодного безжизненного пространства, а царства, наполненного гармонией, радостью и смыслом. Эти ноты могут и должны стать опорой, утешением и вдохновением во все времена. 


Читайте также


Ищите друзей поблизости. Об Армении откровенно и с надеждой

Ищите друзей поблизости. Об Армении откровенно и с надеждой

Борис Подопригора

0
6167
Соавтор эпоса

Соавтор эпоса

Сергей Дмитренко

К 85-летию Валерия Попова

0
6602
Стихи – это неизбежность

Стихи – это неизбежность

Вспоминая поэта Бахыта Кенжеева

0
890
Пашинян борется с Декларацией о независимости

Пашинян борется с Декларацией о независимости

Игорь Селезнёв

Премьер Армении считает, что документ создает повод для продолжения конфликта с Азербайджаном

0
2936

Другие новости