0
4524
Газета Культура Печатная версия

17.04.2022 19:06:00

Архитектура и застывшая музыка. В "ГЭС-2" открылся музыкальный проект "Настройки"

Тэги: гэс 2, музыкальный проект, настройки, архитектура


гэс 2, музыкальный проект, настройки, архитектура Объекты «ГЭС-2» заполняет музыка современных композиторов. Фото Анны Тодич/«ГЭС-2»

После досрочного завершения проекта «Санта-Барбара» – исландский художник Рагнар Кьяртанссон свернул его ровно на следующий день после начала спецоперации – в Доме культуры на Болотной набережной воцарилась тишина. Ни живых пересъемок мыльной оперы в павильонах, ни чтения хитов русской попсы 90-х на английском в зале – и только наделавшая шуму «Большая глина № 4» Урса Фишера все так же возвышается над действительностью напротив «ГЭС-2». Зловещее молчание нарушил музыкальный проект «Настройки» (куратор – Дмитрий Ренанский): музыка современных композиторов вступила в диалог с архитектурой Ренцо Пьяно. «Настройки» были задуманы еще во время карантина 2020 года, «когда рушились связи и строились новые схемы общения», но и сегодня, блуждая по бесконечному пространству Дома культуры среди редких посетителей, ощущаешь себя в самой настоящей, теперь уже культурной изоляции.

С точки зрения акустики детище фонда V-A-C, безусловно, идеальная площадка для любых экспериментов со звуком. Напоминающая гигантский современный музей, она словно приглашала вслушаться в дыхание жизни возрожденной гидроэлектростанции. Звуковые инсталляции «Настроек» транслировались из колонок, развешанных по периметру павильона или точек «ГЭС-2» («Платформа», «Насосная», «Галерея»). Многоканальные композиции, казалось, пустили свои корни по всему зданию – трудной задачей оказалось их идентифицировать. В отсутствие карты и в принципе доступной навигации понять, кто есть кто, можно было, полагаясь лишь на свой слуховой опыт и ассоциации. Тем интереснее было себя проверить, случайно обнаружив табличку с указанием композитора и названия сочинения.

Специально для этого проекта композиторы самых разных поколений создали произведения, опираясь на акустические свойства выбранной локации. Так, «Резонанс» Вангелино Курентзиса занял собой почти весь первый этаж «ГЭС-2» – эту модульную пьесу, построенную на медленном вырастании одного минорного аккорда, музыканты musicAeterna записали, находясь на том же расстоянии, что и 24-я динамика. «Настройка» Владимира Раннева и «ГЭС-2. Антология. Часть I» Эдуарда Артемьева, расположившиеся в дальних точках второго этажа, предложили неожиданные акустические эффекты: двигаясь на звук, здесь особенно приходилось играть в угадайку. Кстати, у Раннева получилась и надстройка – прямо под одной звуковой скульптурой воспроизводилась его же другая – «Китеж», созданная для проекта фонда V-A-C в Венеции. Как оказалось, композиторы вдохновились не только сводами Дома культуры. Дмитрий Власик предложил выйти на парковку, чтобы услышать его «ГЭС-2 Оперу», а Дарья Звездина отправила слушателя в рощу – там, как лесные нимфы, перекликались солисты N’Caged (пьеса «Искать должна здесь капли я росы»). Пожалуй, самым цельным по замыслу и восприятию стала инсталляция «Архипелаг» Олега Гудачева. В основе этой 29-канальной композиции – аудиозаписи крупнейшей в мире гидроэлектростанции «Три ущелья» в Китае и городского ландшафта Нью‑Йорка с многократно замедленным соло полицейской сирены, после которой всплывает фрагмент песни «Mother Love» Фредди Меркьюри. По словам Гудачева, в создании «Архипелага» большую роль играла работа звукоинженера Андрея Титова‑Врублевского, который с точностью ученого высчитывал акустические пропорции – музыка сводилась под пространство и фактически возводилась как совершенная архитектурная постройка. Услышать звуковые инсталляции можно будет до 15 мая – также в рамках проекта «Настройки» уже прошел концерт с участием пианиста Алексея Любимова, предстоят выступления Московского ансамбля современной музыки, ансамбля Questa Musica и др. 


Читайте также


 Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

Выставка "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

0
2429
В ГЭС-2 идет выставка об Ольге Розановой и женщинах-художницах

В ГЭС-2 идет выставка об Ольге Розановой и женщинах-художницах

Дарья Курдюкова

Или она, или они

0
4743
Мастерски владея карандашом

Мастерски владея карандашом

Кому верил Константин Станиславский

0
6502
Историческим центрам тоже нужны современные здания

Историческим центрам тоже нужны современные здания

Андрей Гусейнов

На форуме в Краснодаре эксперты обсудили лучшие проекты сбалансированного развития городских территорий

0
3234

Другие новости