Анна Грибанова рассказала о создании реестров частных театров. Фото Инны Афанасьевой/СТД РФ
Союз театральных деятелей России (СТД) собрал в подмосковной Рузе зампредов и бухгалтеров 77 региональных отделений от Твери до Сахалина на всероссийский семинар «Театральные НКО: реалии и перспективы». В ходе съезда отделения учили новой экономической реальности – от механизма оформления грантов на творческие проекты до новых правил налогообложения и финансовой отчетности. С представителями театральной России встретился и Александр Калягин.
Председатель СТД провел встречу, на которой выслушал некоторые проблемы регионов, вместе с ним на карандаш избранные обращения взял и Минкульт. «Нет таких санкций, которые помешали бы появлению новых талантов, помешали бы талантливым людям выразить себя на сцене, написать пьесу», – сказал Александр Калягин, открывая встречу. Народный артист России посоветовал театральным деятелям в это непростое время быть ближе к местным властям: «Власть повернулась к нам давным-давно. Но и от вас нужно усилие – быть рядом, помогать в области театра, в области культуры». Калягин подчеркнул, что, несмотря на новые возможности – получение грантов от Президентского фонда культурных инициатив, – региональные отделения союза часто оказываются за бортом из-за отсутствия навыков оформления заявок.
В связи с чем Калягин рассказал, что выступил с предложением к администрации президента, чтобы СТД стал экспертно-аналитическим институтом, своеобразным посредником для грантооператора, и ревизовал бы заявки в сфере театра. Председатель СТД напомнил, что и президент России неоднократно призывал больше доверять оценкам общественных институтов.
В регионах продуктивного диалога с властью на местах пока не наблюдается. Калининградское отделение, к примеру, пожаловалось на выселение Дома актера после его ремонта. Городской особняк, который театральные деятели ждут после обновления, попросту хотят отжать. Отделение СТД Великого Новгорода рассказало про свой опыт слияний учреждений культуры, продолжив тему громких московских объединений, затронутую на встрече. Сейчас в Новгороде уже четыре года действует огромное объединение филармония – театр – дом народного творчества – киноцентр (Новгородское театрально-концертное агентство). Никаких положительных результатов объединение не дало – убеждена местная общественность. Главное, что произошло: театр утратил свою самостоятельность.
Геннадий Смирнов, зампред СТД, рассказывая на встрече о текущей реорганизации театров в Москве, напомнил, что есть только один официальный регламентирующий документ – «Основы государственной культурной политики», а в нем указано совсем обратное: сохранение сети учреждений культуры России. Пока из всех историй федеральных объединений (Тюмень, Псков, Ярославль, Новгород) самой адекватной остается ситуация с объединением Псковского театра и Александринки – Псков не потерял творческой самостоятельности, но приобрел в социальной защищенности. До этого, к слову, Псковский театр сливался также с городской филармонией. Но, к сожалению, и эта счастливая история в анамнезе имеет крах предыдущей: Волковский театр в Ярославле, освободившись от навязчивого предложения к объединению с Александринкой, потерял в итоге потрясений свое успешное творческое руководство.
Но есть и хорошие новости: 50 млн руб. выделило Министерство финансов на празднование в России 200-летия Островского в 2023 году. Сейчас театры должны успеть подать через СТД заявки, чтобы получить грант на тематические премьеры. «Это возможность получить реальное финансирование. Сумма одного гранта может доходить до 5 млн руб.», – пояснил зампред СТД Дмитрий Мозговой. Проведение юбилеев отечественных писателей в последнее время стало особым трендом в работе Минкульта с театрами, что, с одной стороны, безусловно, помогает театрам материально. С другой стороны, так ведомство словно нашло способ влиять на репертуарную политику (см. «НГ» от 14.04.22).
Анна Грибанова, начальник театрального отдела департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры, объявила на встрече, что работа по созданию реестра негосударственных театров России, начатая еще в 2020 году, близка к завершению. В ближайшее время на сайте СТД появится специальный раздел, beta-версия, на базе этого реестра. Планируется, что обновлять и перепроверять информацию в перечне будут сами театры. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» выделены отдельные средства на частные театры, и заявки включенных в реестр коллективов будут рассматриваться Росконцертом в приоритетном порядке. «В реестр могут быть включены театры любой формы собственности и регистрации, главное, чтобы было юрлицо, а основной вид деятельности – культура. В том числе приглашаем и инклюзивные театры», – объяснила Грибанова, уточнив, что все-таки будет действовать фильтр на «аниматоров из ТЦ».
Дальше сведения в реестр всех существующих частных театров России Минкульт в партнерстве с СТД пока заглядывать не планирует. Казалось бы, и такого решения на государственном уровне ждали долго. Ранее подсчетом негосударственных театров изредка занимались только сами учреждения культуры: недавно проводил исследование ГИТИС и до пандемии насчитал 1762 единицы.
Но жизнь, как всегда, идет быстрее бюрократии. Так, прямо сейчас Никитинскому частному театру в Воронеже требуется реальная помощь – арендодатель площадки, ЮВЖД, в марте объявил о выселении труппы с его обжитой сцены местного Дома культуры. И, как стало известно «НГ», причина столь спешного разрыва договора об аренде, несмотря на формальные пункты объяснений (несвоевременные взносы и т.п.), – сугубо политическая.
Руза–Москва