Мир без людей безмятежный. Фото агентства «Москва»
Проект «Дедушкины сказки», квартирующий на втором и сороковом этажах «москва-ситивской» башни «Меркурий», состоит из двух серий. «В мире животных» и «1001 вид моря» – это как бы иронический отчет о живописи, так сказать, с противоположных сторон: фигуративной и абстрактной; напоминающей то, как Дубосарский работал в ставшем классикой российского современного искусства дуэте с Александром Виноградовым или вроде бы максимально дистанцированной от того стиля; крупноформатной и более камерной… Словом, вроде бы на любой вкус.
Но, пожалуй, главным новшеством теперешнего показа стало то, что с первых шагов нас настойчиво убеждают забыть легендарный тандем Виноградов–Дубосарский: в тексте Бориса Маннера имя Александра Виноградова не упомянуто ни разу.
Между тем хотя дуэт и распался в 2014-м, дело его живет «В мире животных». Интерьеры квартир образца 2021-го (Маннер считает, что это хрущевки) – с золочеными рамами, плюшем мебели и изобильными фикусами населяют динозавры и орангутаны, возле памятника спортсменке, пионерке и красавице между медведем, обезьяной и пингвинами затерялся, как инопланетянин, пенсионер в широкополой шляпе, в подъезде среди граффити Бэнкси разъезжаются ноги у жирафа и расселись на лестнице кенгуру. Как сказал бы известный передвижник, «всюду жизнь». Ирония над масштабом советской тематической картины сочетается с эстетикой поп-арта и китчем глянца, сюжетность этой же пресловутой реалистической картины прошлого нивелируется веселым абсурдом, бодрость ритма не утеряна, а даже подчеркнута бодростью красок, – все это было в совместных проектах Дубосарского и Виноградова, все это кому-то нравилось, кому-то нет, но отражало эстетику времени. Можно было бы счесть «В мире животных» продолжением фирменного стиля двух художников.
«Дедушкины сказки», понятно, насквозь саркастичны, они микшируют все со всем, как эклектичные интерьеры этих подсмотренных квартир, а названием адресуют к «Сказкам дядюшки Римуса». Точно так же, как «1001 вид моря» отсылает к числовым заглавиям вроде «Ста видов Фудзи» или сказкам «Тысячи и одной ночи». В галерее говорят, на виды моря Дубосарского сподвигли эстонские прогулки, в начавшейся в 2016-м серии пока около 600–700 работ – абстрактные цветные полосы мерно чередующихся неба да моря тут сравнивают с полотнами Ротко, но сейчас много небольших, а тогда были поодиночке, крупноформатные и с медитативностью… Нынешние то «сползут» затеками краски, то «заикнутся» мазочками волн – всем тем, что, сдвинув очки на нос, принято вкраплять в рассуждения о работе с фактурой. А то посреди холста шмякнется гигантская груша, а по краю полотна пробежит надпись «Художник должен умереть».
Дубосарский, известное дело, иронизирует надо всем: живописью в ассортименте, приятной для глаза и сюжетно необременительной, картинами, где есть животные и цветы или умиротворяющее море, работами, которые легко вписать и выписать из разных контекстов… Над обществом развлечений, отношениями заказчика и художника, над тем, чего хочет один и как может другой. Он продолжает писать сказку о реализме со счастливым концом, где живопись жива и не соцреалистична. Вам скучно? Поди, всем скучно, так и живем.