Артем Дервоед – солист и художественный руководитель фестиваля. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
В этом году ежегодный марафон гитарной музыки, пожалуй, впервые утратил свою приставку «международный». По словам художественного руководителя фестиваля Артема Дервоеда, это случилось буквально накануне старта – по известной причине иностранцы приехать не смогли. Помня, какой фурор в прошлом, еще пандемийном году произвели носители традиций испанской и аргентинской культуры – выдающиеся гитаристы, бандеонисты, – эта новость, конечно, огорчила поклонников аутентичного исполнительства. Однако за считаные дни, а возможно, и часы Дервоед собрал новую команду участников – известных российских музыкантов, и прежде всего специалистов в области гитарного искусства.
Так, музыку Хоакина Родриго, Астора Пьяццоллы, Мануэля де Фальи, Антонио Хосе на протяжении четырех дней в Московской филармонии представили гитарист Роман Зорькин и аккордеонистка Татьяна Зорькина, гитарист Ровшан Мамедкулиев, пианистка Полина Осетинская, виолончелист Александр Рамм и другие отечественные исполнители.
Фестиваль «Виртуозы гитары» уже в 16-й раз доказывает, что возможности этого инструмента безграничны: обширный гитарный репертуар позволяет познакомиться с музыкой малоизвестных у нас латиноамериканских и европейских композиторов от эпохи барокко до XXI века. На открытии – после торжественной прелюдии в виде Увертюры к опере «Итальянка в Алжире» Россини – прозвучал Двойной концерт Мауро Джулиани, одного из крупнейших представителей итальянской школы игры на гитаре. В сочинении, аранжированном российским современным гитаристом Никитой Кошкиным, отчетливо слышится плавный переход от классицизма к романтизму. Солисты – скрипач Гайк Казазян и гитарист Дмитрий Илларионов – по канону жанра концерта вступали в состязание, но у каждого инструмент получал сольное лирическое высказывание (партия скрипки и вовсе напомнила ми-минорный Скрипичный концерт Мендельсона). Любопытно, но роль гитары здесь не сводилась к фактурному аккомпанементу и к переборам аккордов (с чем она в принципе до сих пор у многих ассоциируется): напротив, композитор мыслил ее как самодостаточный и явно некамерный инструмент. Следом Госоркестр имени Светланова под управлением дирижера Михаила Татарникова погрузили публику в картины роскошного дворца испанских королей Аранхуэс. Концерт испанского классика Хоакина Родриго с одноименным названием – традиционную пьесу фестиваля, в которой солировал Никита Баранов, – публика по обыкновению встретила восторженно (особенно знаменитое Адажио).
Словно подчеркивая русский акцент фестиваля, на открытии прозвучала мировая премьера современного композитора и гитариста Дмитрия Бородаева. В Концертной фантазии на темы из оперы Бизе «Кармен» причудливо переплелись отголоски и мозаичные фрагменты самых узнаваемых мелодий – «Хабанеры», «Сегидильи», лейтмотива Кармен, Марша и хора мальчиков и т.д. Это была своего рода «Кармен-сюита», но уже не для балета, а для гитары (солист – Артем Дервоед). Искусная оригинальная инструментовка вывела на первый план тембры именно испанской музыки (действие оперы происходит в Севилье): кастаньеты, бубен и, конечно же, гитару. Этот лихой задор и атмосфера головокружительного праздника, ощущаемые в сочинении Бородаева, увенчали концерт-открытие фестиваля «Виртуозы гитары», в котором мы еще раз убедились, что выдающиеся музыканты способны играть все что угодно – и в самых стихийных условиях.