0
3229
Газета Культура Интернет-версия

29.03.2022 17:31:00

Вечер с Симфоническим оркестром открыл юбилейный год Петрозаводской консерватории


Фото Юлии Коновой/Петрозаводская консерватория

Свое 55-летие консерватория в городе, основанном Петром Первом в тот же год, что и Санкт-Петербург, планирует отмечать с размахом. Среди намеченных праздничных событий – серия концертов, когда с Симфоническим оркестром приглашены выступить известные артисты. Старт состоялся в День работника культуры, что само по себе символично. Концептуально и то, что среди солистов был ректор Санкт-Петербургской консерватории – ведь Петрозаводская консерватория родилась как филиал Ленинградской, и первые профессора, приехавшие осваивать музыкальную целину в Карелии, были из города на Неве. А сверх всего, вечер открыла мировая премьера нового сочинения известного петербургского композитора, декана Санкт-Петербургской консерватории Сергея Екимова. Он посвятил ее классику русской музыки Александру Глазунову, чье имя гордо носит Петрозаводская консерватория.

Перед началом ведущая Анна Лесонен прочла приветствие композитора, адресованное своим первым слушателям: «Идея создания сочинения принадлежит ректору Петрозаводской консерватории Алексею Кубышкину, который предложил мне именно для  этого вечера написать небольшое сочинение-посвящение грядущему юбилею Петрозаводской консерватории. 

То, что “вокруг моего опуса” будут звучать гениальный  виолончельный концерт Шостаковича и одно из самых романтичных сочинений Сен-Санса – его симфония с солирующим органом, дало импульс выбрать особый состав исполнителей моего сочинения. 

Я сразу понял, что это будет броское (поскольку жанр увертюры предполагает яркую недлинную заставку к следующему концерту) полистилистическое сочинение, где будут звучать (иногда одновременно)  разные жанры, танцы и музыкальные темы, оркестрованные в стилистике разных эпох. Тут и чембало, и солирующий саксофон, и “рахманиновский” по фактуре рояль, и мощно звучащий на кульминации орган, который, как арка программы звучит в моей Увертюре и затем солирует во втором отделении. 

И, конечно, в сочинении будет “реверанс” в адрес Глазунова, чья бессмертная и узнаваемая тема прозвучит после первой плакатной оркестровой заставке… 

Ещё одна дань музыке XX-XXI века – большое количество ударных инструментов. В исполнении заняты десять музыкантов на тринадцати ударных инструментах!»

Композитор специально приехал на премьеру и удостоился искренних оваций за столь яркую, действительно эффектно прозвучавшую партитуру.

Второй виолончельный концерт Шостаковича исполняется гораздо реже Первого, так считается менее выигрышным для солиста. Однако эта музыка, требующая погружения и рефлексии, была воспринята с вниманием и трепетом – в конце зал и музыканты выдержали долгую паузу, вслушиваясь в отзвуки трагических перипетий. «Для меня это совершенно гениальная музыка, в ней есть прозрения в будущее. Например, перестук ударных в конце – это уже предвосхищение Пятнадцатой симфонии. И это очень страшная музыка, финальный звук у виолончели – это просто обрыв, по сути, смерть героя…», - рассказал в антракте солист Алексей Васильев, заслуженный артист России, профессор, ректор Санкт-Петербургской консерватории.

Оркестр героически справился со всеми каверзами партитуры – ритмическими, исполнительскими – Шостаковича. «Мы благодарим Алексея Николаевича Васильева, что он с таким терпением и вниманием отнесся к ребятам и на концерте помогал им, делая многие сложные места ясными и понятными», – поделился впечатлениями Алексей Кубышкин, ректор Петрозаводской консерватории, возглавляющий Симфонический оркестр.

После пережитого катарсиса Третья симфония Сен-Санса стала своеобразным «паломничеством на остров Киферы», погружением в мир романтических страстей и грез, которые волнуют, но не пугают, так как отдалены от нас большой временной дистанцией. Особенностью этой партитуры является партия солирующего органа: Сен-Санс, будучи профессиональным органистом, сделал так, что инструмент, вступая, парит над оркестром, украшая его то волшебно-нежной мелодией, то громогласным тутти. В качестве солистки выступила доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, органистка и музыкальный критик Евгения Кривицкая. Будучи специалистом в области французского органного репертуара, она смогла воссоздать иллюзию тембров и красок симфонического органа на цифровом электронном инструменте фирмы «Allen».

«За время репетиций консерваторский коллектив сделал огромный рывок и добился очень хорошего качества в Сен-Сансе. Все музыканты играли с большим воодушевлением, с максимальной отдачей – мне было очень приятно участвовать в этом исполнении, кстати, видимо премьерным для Петрозаводска, – рассказала после концерта Евгения Кривицкая. – Ведь орган появился в городе недавно, установлен в самом лучшем по акустическим параметрам зале Петрозаводской консерватории. И теперь, когда Симфонический оркестр возглавил Алексей Александрович Кубышкин, стало возможно “замахнуться” на такие серьезные и мощные произведения».

Главный юбилейный концерт намечен на 28 октября, перед этим 22 октября будет отмечен День Глазунова. «Глазунов для меня — это бренд нашего вуза, – подчеркнул Кубышкин. – Мы провели международный конкурс имени Глазунова в ноябре 2019 года. В 2020 году прошел Всероссийский открытый интернет-конкурс, посвященный 155-летию композитора, “Глазуновский диктант”, активно внедряем в программы его симфонические сочинения. Считаю, мы должны стать лидерами по исполнению музыки Глазунова».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
979
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
606
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1177
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1173

Другие новости