0
4286
Газета Культура Печатная версия

27.03.2022 19:11:00

"Золотая маска" несет потери

Конкурс национальной театральной премии – 2022 стремительно сужается

Тэги: культура, премия, золотая маска

Информация дополнена 18:26 28.03.2022

культура, премия, золотая маска В «Утиной охоте» одномерность режиссерского взгляда сводит конфликт супругов к бытовым дрязгам. Фото Юлии Кудряшовой/Фестиваль «Золотая маска»

Лауреатов «Золотой маски» наградят уже в апреле. Фестиваль-2022 особенно ждали – смотр в Москве должен был впервые после ковидных ограничений пройти в полном объеме. Но вот уже месяц фестиваль испытывает, как и многие учреждения культуры на фоне событий в Украине, проблемы цензурно-организационного характера. И дело не только в том, что столичные зрители лишены возможности увидеть избранные привозные работы и оценить их вместе с жюри премии, под угрозой оказывается, в частности, конкурс драматического театра.

Особенно пострадали театры Санкт-Петербурга, традиционно «поставляющие» на фестиваль постановки разножанровые и экспериментальные. «Сказка о золотом петушке» кукольного театра Karlsson Haus лишилась второго столичного показа из-за публичных политических высказываний. На внеконкурсную программу не приехал один из самых интересных спектаклей – «Донецк. 2-я площадка» Анатолия Праудина (театр «Цехъ» и «Балтийский дом») – документальный монолог из подвала. Спектакль «Дания тюрьма» по пьесе Аси Волошиной (Камерный театр Малышицкого) фестиваль сейчас ищет возможность показать жюри в родном Петербурге, но его не увидят в столице. Как стало известно «НГ», в связи с жалобами «общественников» в Минкульт – политические высказывания драматурга стали поводом для идеологической критики театра.

А вот «Юдифи» Бориса Павловича, одного из претендентов на «Лучший спектакль в малой форме», повезло меньше всех. История ветхозаветной освободительницы играется по пьесе Клима на украинском языке (а по режиссерскому решению, в рубке звукозаписи центрального городского радио), и его пока больше не покажут нигде. Команда сходит с конкурса, оставляя у себя лишь номинацию, коих четыре, в том числе «Лучшая женская роль» актрисы Катерины Таран, украинки по происхождению.

В конкурсе драма/спектакль большой формы под вопросом один из реальных претендентов на главную «Золотую маску» – постановка Алвиса Херманиса в Театре Наций «Горбачев», который не может быть сыгран в ближайшее время из-за экстренной эмиграции Чулпан Хаматовой.

В этом контексте особенно жаль, что доступные для зрителей фестиваля постановки оказываются иногда крайне спорными в выдвижении на премию. «Утиная охота» Театра Ленсовета режиссера-дебютанта Романа Кочержевского доказала неутешительный факт, что петербургский театр, в последние годы выдвинувшийся на передовую благодаря Юрию Бутусову, а затем скандально расставшийся со своим лидером, живет его наследием и, по сути, буксует в творческом отношении. Растянутая, пустовато и претенциозно формалистская, не чуткая к тексту Александра Вампилова интерпретация его вершинной драмы во многом подражает Бутусову. Театральности, вывернутой наружу, «распадению» и демонтажу текста (реплики одного персонажа могут быть разбросаны на всю труппу, а также «гулять», как и целые сцены, уходя от воли драматурга в свободное падение), игре в знаменитые бутусовские энергетические выплески танц-пауз и т.п. Но не подкрепленные основательным разбором пьесы, взятые «с чужой полки» приемы лишь оголяют непрожитость человеческих отношений на сцене, того, что составляет ценность и суть этой драмы, особенно важных в тонких обертонах позднесоветской драматургии. Вампиловское «безвременье» режиссер легкомысленно переводит в псевдосовременность, не замечая, как разрушает фабульную осмысленность пьесы. Привязанный ко времени сюжет (действие «Утиной охоты» в только что полученной Зиловым квартире) в сценической «невесомости» теряет свои корни, а значит, и психологию персонажей.

Потому оказывается не вполне ясно, за что получает вечные нагоняи от жены коллега Зилова по конторе подкаблучник Саяпин (Федор Пшеничный), почему она так «окучивает» начальство (Кушак – Александр Новиков), как ждет от нового дома нового этапа семейной жизни жена Зилова Галина (Лаура Пицхелаури). И таких досадных неточностей, размывающих мотивировку поступков, в спектакле множество, а венчаются они полным крахом режиссерского (не) построения системы действующих лиц. Почему Вера (Наталья Шамина) досаждает Зилову, понять невозможно – любовный треугольник с женой и любовницей брошен на произвол зрительского внимания. Режиссерское бессилие оставляет актеров в вынужденной ситуации самостоятельного плавания: свои роли актеры делают сами – ансамбля нет. Есть отдельные картины, сыгранные талантливо, порой с актерскими штампами, хоть и любимыми публикой.

Так, номинированный за роль второго плана Новиков, трагический комик, как всегда, с блеском интонирует, одной фразой внося в вампиловский типаж душещипательную чеховскую ноту. С такой же номинацией заявлен на премии и Олег Федоров – антагонист-официант, артист здесь – воплощение совести Зилова, но его роль по объему стала скорее эпизодической. Лирическая героиня Пицхелаури ожидаема в своей молчаливой, сыгранной в точеных жестах, замирающих позах и наполненных паузах драме. Актриса героически вытягивает любовный дуэт спектакля с Виталием Куликовым – Зиловым («Лучшая мужская роль»). Но одномерность режиссерского взгляда сужает их конфликт до мелких бытовых дрязг, наблюдать за которыми три с половиной часа кажется излишней роскошью, да и портрет Зилова в трактовке Театра Ленсовета не предполагает загадки. «Лишний человек» эпохи превращается в сексуально озабоченного франтоватого клерка. Единственный нерв любовных взаимоотношений на сцене проскакивает, когда Зилов нового времени, человек с незапоминающимся лицом, вдруг оборачивается классическим абьюзером, чьи психологические манипуляции с обманутой женой вызывают интуитивный страх.

Вопросов к шести номинациям не вызывает разве что работа художника по свету (Гидал Шугаев), создающего на сцене в скупых декорациях и условиях частой смены локаций целый мир настроений и тех самых полутонов.

"НГ" публикует дополнительный комментарий пресс-службы "Золотой маски":"Жюри успело посмотреть спектакль «Горбачев» - они начали работу еще в январе. Поэтому из конкурса спектакль не выбыл, несмотря на отъезд Чулпан Хаматовой. А вот зрители в ближайшее время, действительно, вряд ли его увидят".


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1005
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
1022
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
565
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
533

Другие новости