В этом году прославленному коллективу Владимира Минина исполняется пятьдесят лет. Фото Валерия Логачева
В этом году прославленному коллективу Владимира Минина исполняется 50 лет.
За все эти годы Московский государственный академический камерный хор исполнил огромное количество российских и зарубежных хоровых сочинений – от фактически запрещенной в советское время духовной музыки до пьес современных композиторов, представлял мировые премьеры, выступал с уникальными программами на крупных европейских фестивалях, записал несколько дисков с участием приглашенных солистов.
И все это время маэстро Минин успешно руководил своими подопечными, лишь три года назад уступив место дирижера и художественного руководителя своему молодому коллеге Тимофею Гольбергу. Именно он стал инициатором создания юбилейного фестиваля, который стал своего рода приношением Владимиру Минину, сегодня – президенту Минин-хора.
Программа юбилейного фестиваля «Хор без границ» охватывает четыре концерта на разных площадках столицы, отражая ту самую преемственность поколений, которую на своем примере демонстрируют бывший и нынешний худруки хора (одному 93 года, другому 31). Например, прозвучат «Перезвоны» Гаврилина, созданные по просьбе Минина, а потом исполненные его коллективом; вместе с тем публика услышит ряд произведений второй половины XX века, которые в репертуар хора привнес уже Гольберг.
На концерте-открытии в московском Доме музыки с Минин-хором выступил Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Коллективы представили два знаковых хоровых опуса прошлого столетия – «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна и StabatMater Карла Дженкинса. Оба созданы на канонический текст (Бернстайн и вовсе использовал иврит), обращены к миру, к людям в призыве объединиться, стать единым братством. В контексте сегодняшних реалий этот месседж как никогда кстати: не исключено, что программа концерта-открытия, перенесенного с февраля, была продиктована нынешней ситуацией.
«Чичестерские псалмы», несмотря на сакральный смысл текста, – это одновременно бродвейский мюзикл и лирико-философская кантата, в каждой ноте которой слышится гуманистический призыв. Прежде всего он отчетливо звучит в партии солирующего дисканта – звонкоголосый Михаил Кауфман уже своим появлением вызвал волну умиления у публики, но сразил наповал безупречно чистой, ангельской интонацией, возникшей после «бури и натиска» в хоровых партиях. Энергичные, остро синкопированные фразы – основа основ сочинения – словно олицетворяли «вечное движение» нашей жизни, о которой Бернстайн призывал нас задуматься.
А в грандиозной вокально-симфонической фреске в духе «обнимитесь, миллионы» StabatMater Карл Дженкинс объединил традиции западноевропейской, американской и восточной музыки, академический и этнический вокал. Две солистки – оперная дива Агунда Кулаева и звезда шоу «Голос», джазовая певица Мариам Мерабова воспроизводили плач людей разных национальностей и культур: изысканные фольклорные импровизации Мерабовой дополнял колоритный тембр дудука (солист – Норайр Барсегян). Это мастерски исполненное, мощное по своему содержанию и масштабу сочинение воспринималось как молитва о спасении, прощении, милосердии и любви к каждому из нас – о том, чего всегда так не хватает человечеству.