Культура отмены коснулась России. Фото Reuters
Последствиями спецоперации в Украине стали не только жесткие – и ожидаемые – экономические санкции, но и неожиданный отказ от русской культуры на Западе, и даже больше – раскол культурного сообщества внутри России.
За три с лишним недели один за другим артисты объявляли о приостановке или отказе от своей деятельности в России. Хореограф Алексей Ратманский уехал из Москвы, где репетировал премьеру своего балета «Искусство фуги» – она перенесена на неопределенный срок, как и «Дочь фараона» в Мариинском театре. Хореограф Жан-Кристоф Майо попытался запретить дальнейшее исполнение своего балета «Укрощение строптивой» в Большом театре, стало невозможным участие в дальнейших спектаклях оперы «Лоэнгрин» (премьера ее состоялась 24 февраля) зарубежных артистов – Большой снял апрельский блок и, по словам Владимира Урина, готовит для летнего показа два новых состава российских артистов. Покинула театр прима-балерина Ольга Смирнова. Наконец, Туган Сохиев сложил полномочия руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы и музыкального руководителя Большого театра в Москве. «Я не могу видеть, как мои коллеги – дирижеры, актеры, певцы, танцоры, режиссеры – подвергаются угрозам, неуважительному обращению и становятся жертвами «культуры отмены». Нам, музыкантам, дан исключительный шанс, исполняя и интерпретируя этих великих композиторов, помочь сохранить человечество, сохранить его добрым и с уважительным отношением людей друг к другу. Мы, музыканты, призваны через музыку Шостаковича напоминать об ужасах, постигших человечество во Второй мировой войне. Мы, музыканты, являемся послами мира. Вместо того чтобы использовать нас и нашу музыку для объединения наций и людей, в Европе нас пытаются разделить и подвергают остракизму», – написал Сохиев в своем обращении.
Действительно, Запад ультимативно вынуждает российских деятелей культуры делать выбор: работа или открытое выступление против спецоперации в Украине. Так, оставив подобные требования без ответа, Валерий Гергиев лишился всех западных контрактов, под угрозой – международная карьера Анны Нетребко. Любопытно, однако, что в Цюрихе (театр до последнего пытался сохранить кастинг, апеллируя к тому, что приглашает артистов, не ориентируясь на их политические взгляды) Нетребко заменила другая российская артистка – Вероника Джиоева, как и Гергиева на постановке «Пиковой дамы» в Ла Скала – Тимур Зангиев, дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. То есть под санкции попадают не все – лишь артисты первого ряда, которых «уличали» в поддержке или близости к президенту России. Пытаются обезопасить себя и те, кто одновременно руководит крупными отечественными и западными институциями: так, худрук Госоркестра им. Светланова и Королевского филармонического оркестра в Лондоне Василий Петренко приостановил деятельность в России.
Россия оказалась в ситуации культурной блокады. Транссибирский арт-фестиваль (художественный руководитель Вадим Репин), который открылся 17 марта в Новосибирске, в срочном порядке переверстал программу, так как свое участие отозвали все иностранные музыканты. В Московской филармонии в авральном режиме ищутся замены солистам и дирижерам, отказавшимся от гастролей, во многих случаях концерты отменяют. Под угрозой – следующий сезон, абонементы на который уже раскуплены.
Но если музыкальная индустрия, за последние 15 лет ставшая действительно международной (в Россию приезжали звездные солисты и коллективы всего мира), сможет продержаться своими силами, благо отечественная исполнительская школа не потеряла свою силу, то, например, киноиндустрия находится на грани катастрофы. От присутствия в России отказались все крупные компании, что влечет необратимые последствия для российского рынка. Министерство культуры разрабатывает очередной план спасения для отечественного кинематографа, поддержки прокатчиков и владельцев киносетей – но это все в долгосрочной перспективе.
Пока не подтверждаются слухи о том, что картины из коллекции Морозовых (принадлежат Пушкинскому музею и Эрмитажу), которая сегодня находится на выставке в парижском фонде Луи Виттон, может не вернуться в Россию, но эти опасения не беспочвенны. Худший сценарий, при котором из-за невозможности транспортировки в Россию экспонаты окажутся «невыездными», в теории вполне возможен.
Руководителям учреждений культуры было вынесено предупреждение, если в этом ключе трактовать комментарий спикера Госдумы Вячеслава Володина: не поддерживаете действия России в Украине и заявляете об этом – заявление об увольнении на стол. Два театральных фестиваля (в Архангельске и Новосибирске), в которых должен был участвовать в некотором смысле пророческий спектакль «Юдифь», идущий на украинском языке, объявили о переносе. При этом директор новосибирского «Первого театра» и фестиваля «Один. Два. Три» Юлия Чурилова уволена учредителем без объяснения причин. Сняли из афиши «Боярских палат» в Москве спектакль по пьесе драматурга Аси Волошиной, которая открыто высказывалась в соцсетях о событиях в Украине. Немалую роль в этих событиях сыграли анонимные телеграм-каналы, которые анонсировали названные спектакли в определенном ключе. Позиция деятелей культуры, как и будущее российской культуры, стали предметом обсуждения комитета по культуре Госдумы. Судя по выступлениям членов комитета, все они одобряют цензуру, оправдывая ее введение государственной безопасностью. В те времена, когда культура должна вопреки всему объединять – людей, страны, мир, она первая стала местом раскола.