0
6237
Газета Культура Печатная версия

15.03.2022 18:02:00

Одни из первых санкций в области культуры коснулись Третьяковской галереи

Европейский выбор: уйти из Арканара

Тэги: европейский выбор, кинопрограмма, третьяковская галерея, выставка, антироссийские санкции, украина, демилитаризация, денацификация, военная спецоперация, оборона, донбасс

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

европейский выбор, кинопрограмма, третьяковская галерея, выставка, антироссийские санкции, украина, демилитаризация, денацификация, военная спецоперация, оборона, донбасс Европейские институции отозвали фильмы из специальной программы в рамках выставки. Фото агентства «Москва»

«Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» – эта масштабная выставка должна была закрыться в Третьяковке 13 марта, но – с некоторыми потерями – она дотянула лишь до 8-го. Начиная с 24 февраля художники стали отзывать свои работы, а из сопровождавшей выставку кинопрограммы изъяли два фильма по требованию тех европейских институций, которые предоставили права на показы.

Напомним, что проект «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы» задумали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и председатель немецкого Фонда искусства и культуры Вальтер Смерлинг. Выставка открылась в начале лета 2021 года в Берлине, в здании старого аэропорта Темпельхоф, а в ноябре переехала в Москву, в залы Западного крыла Новой Третьяковки. Следующий пункт маршрута, по плану, Париж. В составе выставки работы 90 художников разных поколений, из разных стран Европы и России. Их отобрали несколько кураторов (также из разных стран), которые свою цель обозначили так: «исследовать художественный облик Европы и попытаться осмыслить современный общеевропейский художественный ландшафт, открывшийся после падения железного занавеса».

И вот этот «павший» занавес вновь стал опускаться над сценой, да так стремительно, будто приводные механизмы были недавно и щедро смазаны машинным маслом. В день начала спецоперации в Украине Чешский культурный центр в Москве заявил о приостановке своей деятельности и отменил запланированный на 24 февраля в Третьяковке показ фильма Яна Шванкмайера «Безумие» (вопрос: не возымела бы акция Чешского культурного центра большую силу, если бы они фильм с таким названием оставили в московской программе?..). 5 марта не состоялся показ португальского фильма «Виталина Варела» Педру Кошты, получившего в 2019 году Гран-при кинофестиваля в Локарно. Нельзя сказать, что культурная Москва содрогнулась от такого наказания, потому что, увы, аудитория кинопрограмм Третьяковской галереи невелика. Зато те фильмы, которые все-таки были показаны после 24 февраля, заиграли в новом контексте интересными красками.

Третьяковский цикл показов «Европейский выбор: лучшие национальные фильмы Европы XXI века» был составлен самой Европой – фильм-делегат от каждой страны выдвигался какой-то авторитетной киноинституцией этой страны (киноархивом, синематекой или исследовательским отделом национального кинофонда). Интересно, что во многих случаях страна предлагала для показа в Москве вовсе не самый раскрученный фильм. Например, литовская «Бегунья» 36-летнего Андрюса Блажявичюса – довольно ординарное малобюджетное европейское кино, какого всегда полно в параллельных программах Берлинского, да и Каннского кинофестивалей. Фильм снимался в 2019-м. Когда смотришь его сегодня, после 24 февраля 2022 года, взгляд цепляется в первую очередь за виды военизированных патрулей на тихих улицах Вильнюса (уточню: история Блажявичюса – не футурологическое фэнтези с претензией на провиденциальность, а вполне себе камерная житейская драма). «Такое впечатление, что началась война», – говорит героиня, оборачиваясь на невесть откуда взявшиеся бронированные машины цвета хаки. Ее товарка, молодая мать, в ответ на комплимент по поводу внешности младенца с облегчением выдыхает: «Правда? А мне поначалу казалось, что он на Путина похож. Но я себе сказала: не бойся, вырастет – выправится».

Делегированная Словацким киноинститутом картина «Слуги» Ивана Остроховского снята в 2020-м, а действие ее разворачивается в социалистической Чехословакии. В аннотации сказано, что это начало 80-х, но автору явно важнее было создать некий вневременный, обобщенный образ соцлагеря. Например, свои мокрые дела братиславские гэбисты совершают под железнодорожным мостом, и над ними громыхает бесконечный эшелон с зачехленными танками – может, это мрачный привет событиям 1968 года? Фильм довольно манерный и подражательный (революционная эстетика «Иды» режиссера Павла Павликовского и оператора Рышарда Ленчевского, очевидно, оказала большое влияние на автора «Слуг»), но материал интересный: реалии жизни католического духовенства в Чехословакии времен развитого социализма. Впечатляют сцены заседаний на съезде церковных деятелей, прикормленных режимом. Одинаковые люди в одинаковых серых костюмах с непроницаемым видом слушают очередного оратора. Его речь сводится к тому, что, по большому счету, христианской церкви с социализмом по пути. На заднике – католический крест и серп-и-молот. Периодически серые люди в зале вскидывают руки и единогласно голосуют, не приходя в сознание. В братиславской же семинарии тлеет смута. И направляется туда органами госбезопасности товарищ майор – симпатичный, обаятельный, натасканный на работу с интеллигенцией. Ректор ему не мешает, ибо «надо сохранить семинарию любой ценой». Более того, семинария готова принести силовикам жертву в виде одного агнца-воспитанника. Не дождавшись расправы, тот сам на себя наложит руки – то есть кровь прольется и семинария заживет спокойно до следующего юношеского порыва к правде.

«Слуги» Остроховского неминуемо воскрешают в памяти поздний шедевр Агнешки Холланд «Неопалимая купина» – фильм о событиях, которые повлекло за собой самосожжение студента Яна Палаха (он пошел на этот отчаянный шаг в знак протеста против оккупации Чехословакии советскими войсками в 1968 году). Кино из стран бывшего соцлагеря и бывших прибалтийских республик СССР транслирует как минимум неутихающую боль от обид, нанесенных советским режимом народам Европы. А как максимум – не спадающее напряжение, тревогу, обеспеченную соседством России.

Завершилась кинопрограмма Третьяковки «Европейский выбор» российским фильмом «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего. Это был выбор Госфильмофонда, вернее, главного искусствоведа ГФФ, маститого историка кино Евгения Марголита. В обосновании своего выбора он написал, что это кино «на вырост». Может, уже и не «на вырост»... Напомним, что «Трудно быть богом» – история про то, как просвещенный «прогрессор» был заслан на планету отсталых, нищих, но чрезвычайно агрессивных представителей «гуманоидной цивилизации». И не довелось «прогрессору» разжечь светоч прогрессивной мысли в сером воздухе Арканара. Довелось заразиться тошнотворным духом тупой борьбы всех со всеми. Земляне забрали своего изможденного посланца и сделали свой выбор: уйти из Арканара. 


статьи по теме


Читайте также


Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Наталья Приходко

При этом оплата в некоторых украинских секторах выросла в 10 раз

0
642
Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Запад не настолько доверяет Украине, чтобы брать на себя гарантии безопасности

0
731
США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

Владимир Мухин

Самолеты и большое количество ударных дронов планируют поставить Киеву летом

0
1187
В Хорватии прозападный премьер с трудом победил пророссийского президента

В Хорватии прозападный премьер с трудом победил пророссийского президента

Данила Моисеев

Сторонники прекращения помощи Украине выступили лучше, чем ожидалось

0
709

Другие новости