Маквала Касрашвили на любимой Исторической сцене. Фото агентства «Москва»
13 марта юбилей празднует примадонна Большого театра России, народная артистка СССР Маквала КАСРАШВИЛИ. Музыкальный критик Александр МАТУСЕВИЧ для «Независимой газеты» поговорил с певицей о ее творческом пути, любимых партиях и коллегах.
– Маквала Филимоновна, с каким настроением встречаете юбилей?
– С тревогой: смотрите, что творится в мире! Какое давление идет на наших артистов, музыкантов!
– Сталкивались ли вы с подобными трудностями?
– Когда произошли события в Афганистане, начались проблемы во взаимоотношениях с Америкой. В 1979-м я пела серию спектаклей «Евгений Онегин» в «Метрополитен», это был мой дебют там: после того как Большой театр гастролировал в Нью-Йорке в 1975-м, я получила персональное приглашение. На следующий год вновь пригласили на «Онегина», а также я страховала Риччарелли в «Бале-маскараде» и Кабалье в «Тоске». Помню, наш самолет приземлили вместо Нью-Йорка в Монреале, там нас пересадили на польский лайнер, и только так я попала в Нью-Йорк: встречала пресса, была большая шумиха. Но все же мне тогда повезло – я отпела серию спектаклей, но на этом дело и закончилось: десять лет почти не было контактов у наших артистов с США. Но тогда от нас никто не требовал каких-то заявлений в поддержку или против советского ввода войск – просто все контакты были нарушены и западными агентствами, и нашим Госконцертом. И, на мой взгляд, неправильно требовать от артистов какой-то политической лояльности, делать сложный выбор в вопросах, в которых они не компетентны, где легко стать жертвой чьего-то влияния или пропаганды, а репутация твоя уже будет испорчена.
Хорошо, что вскоре возник «Ковент-Гарден», где я пела четыре сезона моцартовский репертуар, и моя международная карьера таким образом была продолжена. Но с Америкой пришлось расстаться надолго – лично для меня был перерыв в целых семь лет, чего, конечно, было жаль, поскольку мой дебют в «Мет» был успешным, намечалась американская карьера, были планы и у «Мет» на меня, и у агентства «Коламбия Артистс». Дирижер Джузеппе Патане, который работал со мной в «Мет» над итальянскими операми, даже предлагал мне остаться в США, но для меня это было неприемлемо – оставить родину и близких даже ради большой карьеры на Западе.
– Великобритания не вводила таких ужесточений тогда?
– Нет-нет, это касалось только двусторонних отношений с США. В Европу можно было ездить, такого тотального запрета на выступления советских артистов на Западе тогда не было, какое сейчас разворачивается против россиян.
– Тревожное время. Ваше появление на свет тоже было более чем в тяжелый период. Вы помните войну, послевоенные годы?
– Я была совсем маленькой, конечно, мало что помню. Но все же помню, что жили мы непросто, тем более что нас с братом мама растила одна. Жили бедно, мама много работала, я как старшая сестра уже с пяти-шести лет помогала на кухне, готовила даже что-то, убирала дом, возилась с братом – была как нянька. Но жили очень дружно – с соседями, с родственниками: никакой вражды не было, все как одна семья. Война очень сплотила людей – у нас в Кутаиси было многонациональное население, много было смешанных браков, но никогда никаких раздоров на национальной почве не было. Отец жил в другом городе, у него была другая семья, но иногда, к празднику, присылал нам какие-то гостинцы: он работал на плодоовощной базе, и я помню мандарины к Новому году от него – это было для нас, малышей, настоящее счастье. Дом, в котором мы жили, был небольшой, на четыре семьи – во дворе было много плодовых деревьев, а также мы всегда разводили много цветов – чтобы была во дворе красота.
В семь лет мама повела меня в музыкальную школу, и я целый год училась на фортепиано. В конце года педагог сказала моей маме – способностей нет, слуха нет, из школы мы ее отчислим, если хотите, можно попробовать заниматься частным образом. Но денег у мамы на частные уроки не было, да и зачем – если нет способностей? Много лет спустя, когда я уже училась в Кутаисском музучилище, а эта учительница тоже и там преподавала, я ей напомнила об этом случае. Свои пробелы по фортепиано и вообще в базовых музыкальных предметах пришлось потом добирать, уже учась в училище.
– На отца обиды не было?
– У моего брата была очень долго, и до конца он ее не изжил. А у меня не было, хотя я очень переживала их с мамой разрыв, поначалу особенно. Судить двух людей трудно, да и не надо, хотя, конечно, для меня тогда мама была правой. Отец нам почти совсем не помогал. Много позже, когда я уже училась в консерватории в Тбилиси, его дети от первого брака меня разыскали, и мы с ними дружили. Отец тогда уже жил в столице и работал заведующим столовой – немного подкармливал нас с подругой, бедных студентов. Был он очень тихим, неконфликтным человеком, но очень любвеобильным – женщины к нему просто липли, а он был легкомысленным в этом плане. Слава богу, никто из нас, его детей, не унаследовал этой черты. О моих успехах, о том, что я работаю в Большом театре, он, конечно, знал, гордился, что прославила его фамилию.
– Все про вас говорят, начиная с Бориса Александровича Покровского, что вы очень добрая. Это внутреннее свойство или воспитание?
– Думаю, что воспитать это невозможно – это черта характера, натуры. Я очень терпеливая, прощаю людям многое, даже то, чего нельзя прощать. Когда уж совсем нельзя терпеть и прощать – перестаю просто общаться. Но никому не мщу и отношений не выясняю. Жизнь, как правило, все сама расставляет по местам. Были те, кто обижал, и сильно. Но в целом я считаю, что мне в жизни больше везло – на хороших людей, на интересные встречи. Несмотря на жизненные и семейные неудачи, как-то так счастливо жизнь сложилась: ведь много у кого есть от природы хороший голос, но не каждому везет так, как повезло мне: попасть в Большой, состояться в нем, петь на лучших сценах мира, работать с такими великими людьми, как, например, Покровский и Ростропович, Вера Давыдова, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Тамара Синявская, Алла Демидова, Лия Могилевская, – могла ли девочка из провинциального Кутаиси подумать о таких встречах, о такой судьбе?
– Галина Павловна вас не обижала? Она ведь сама про себя говорила, что резкая, что многим от нее доставалось...
– Никогда. Даже за дружбу с Леной Образцовой никогда не упрекала. Она меня как-то сразу полюбила. Сначала как артистку – мы были не знакомы, она меня увидела в «Свадьбе Фигаро» в Большом и очень поддержала, – потом уже по-человечески, взяла под свое крыло. С людьми она сходилась тяжело, а вот меня впустила в свою жизнь, приблизила, и это было для меня величайшее счастье и величайшая школа. Хотя могла быть строгой: не разрешила мне выходить в «Тоске» в таком же красном платье, как у нее, – мне сшили темно-вишневое; в буфете, если мы шли вместе, била по рукам, когда я тянулась к лишней булочке. Но это мелочи. Главное – в другом: каким она была для меня примером честности в профессии и в жизни.
– Из-за этой дружбы с Ростроповичами вас не слишком популяризировали в сравнении с другими солистами Большого на родине – по телевидению, на радио?
– Конечно, это сыграло свою роль. Также это повлияло и на то, что звания мне давали с трудом и с большой задержкой, хотя всем требованиям я соответствовала. Но я не жалею об этом совершенно. И к популярности я никогда не стремилась. Для меня самое главное было – постичь свою профессию глубже и жить жизнью Большого, быть нужной ему. И он мне платит взаимностью – наш роман продолжается уже 56 лет!