0
4445
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2022 10:17:00

Скажи, зачем?

Спустя двенадцать лет меццо-сопрано Марина Домашенко напомнила о себе столичным меломанам: сольный концерт в Большом зале Московской консерватории подтвердил банальную аксиому – чудес не бывает.


220301-2.jpg
Фото из архива певицы
Уроженка Кемерово и выпускница Уральской консерватории имени Мусоргского начала свое восхождение на мировой оперный олимп рано и круто. В 18 лет победила на вокальном конкурсе в Праге, через год там же дебютировала Ольгой в «Евгении Онегине», минуя отечественные театры сразу оказавшись востребованной в Европе, что для 1990-х было еще скорее исключением в карьере российских певцов. С Пражской государственной оперой съездила в турне по Японии, и ее тогда сразу открыли импресарио, да и весь музыкальный мир. Десятилетие 2000-2010 ее имя не сходило с афиш европейских и американских театров, включая самые громкие – парижская «Бастилия», венская Штаатсопер, нью-йоркская «Метрополитен», лондонский «Ковент-Гарден». Среди партнеров – звезды первой величины, начиная с крестного всех мировых дебютантов Пласидо Доминго, включая великих дирижеров Рикардо Шайи и Колина Дэвиса. За запись «Фальстафа» с последним она получила «Грэмми» (2006), Филадельфийская Опера удостоила ее почетного звания «Diva Award».

Полет яркой кометы оборвался также неожиданно, как и начался: во второй половине 2010-го последовала череда отмен выступлений в разных точках мира и Марина Домашенко исчезла. Говорили о проблемах со здоровьем – целых двенадцать лет о певице практически ничего не было слышно. Лишь перед самой пандемией появились интервью в местной прессе на родине знаменитой вокалистки – она посетила Сибирь; в Волгограде дала мастер-класс для солистов местного оперного театра, в нем же даже спела «Кармен» на фестивале «Оперный альянс».

И вот на стенах столичной консерватории – интригующая афиша: сольный концерт с ариями и романсами. Правда, под эгидой Фонда Святослава Федорова – выступление позиционировалось как приношение знаменитому офтальмологу. Святослав Николаевич, как известно, был настоящим кудесником, вернув многих к полноценной жизни, поэтому подумалось – а вдруг, и это тоже чудо? Была же, в конце концов, в истории мирового вокала легендарная Магда Оливеро, чья вторая карьера началась после десятилетия молчания, и была она более, чем успешной.

Увы, чуда не случилось. С первых звуков романса Чайковского «Хотел бы в единое слово», которым артистка начала свое выступление, стало понятно – с голосом беда. Тембр узнаваем, звук сохранил полетность благодаря металлической окраске, у певицы по-прежнему хорошая дикция – но это все, что можно отметить положительного. В остальном – одни проблемы: с силой звука, с точностью интонации, с взятием верхов, с озвучиванием нижнего регистра. Лишь середина звучит более-менее приемлемо, но даже и тут создается впечатление, что артистка извлекает звуки не сама, а через какое-то искусственное звукопоглощающее устройство, до того странна его эмиссия. При таком наборе не помогает ни умение фразировать, ни верные смысловые акценты, ни общая музыкальность – было полное ощущение, что Домашенко просто физически тяжело петь. Академический вокал, особенно в большом зале, он же сродни спорту: с каждым новым произведением звучание становилось еще более бледным и маломощным, певица обрывала большие длительности, ни разу не дотянула экстремальные верхние ноты. Но если в камерной части программы (Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Шостакович) это все слушалось с большим сочувствием, то в оперной – а во втором отделении Домашенко взялась за Любашу, Далилу, Лауру Даргомыжского и Кармен – с большой долей скепсиса и разочарования. Не способны были помочь этому мемориальному пению, лишь навевающему воспоминания о прекраснейшем голосе начала века, ни наиделикатнейший аккомпанемент Александра Широкова, ни его внушительные сольные номера (пианист сыграл две прелюдии Рахманинова и два фрагмента из «Щелкунчика» в варианте Михаила Плетнева), призванные, видимо, дать певице отдохнуть и хоть немного восстановить силы.

Уйти со сцены вовремя – большое искусство, мало кому подвластное. Список тех, кто пел тогда, когда этого уже явно не следовало делать, в истории мирового вокала убийственно длинен – от Джудитты Пасты и Аделины Патти до Марии Каллас и Монсеррат Кабалье. Отечественные дивы тут не исключение – воздержимся от оглашения конкретных имен. В отличие от многих из них, у Марины Домашенко не было такого громкого имени, за которое публика готова простить на сцене все, что угодно: ее карьера была слишком короткой, преимущественно зарубежной, и окончившейся достаточно давно, чтобы о ней помнили многие. Для широкой аудитории в БЗК это было абсолютно новое имя – и впечатление едва ли радужное от встречи с искусством певицы.

По-человечески понятна ее трагедия – этим словом вполне можно охарактеризовать столь ранний (Домашенко было чуть за тридцать) и, судя по всему, безвозвратный уход. И если она совсем не может без сцены, то стоит хотя бы адекватно оценивать свои сегодняшние возможности – выбирать соответствующие по масштабам залы и посильный репертуар (а таковой, хоть и скуден, но все же существует). И, в конце концов, на пении жизнь не заканчивается даже для певицы: наверняка, пережившей мировые триумфы, Домашенко есть, что рассказать молодым, есть опыт, которым стоит поделиться в классе. Или как ее тезка Марина Мещерякова она могла бы заняться продвижением молодых коллег: многие из начинающих нуждаются в поддержке, связях в мире оперы и профессиональном ухе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1014
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
627
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1221
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1217

Другие новости