0
7680
Газета Культура Печатная версия

17.02.2022 19:20:00

В "Геликон-опере" играют оперетту Оффенбаха "Остров Тюлипатан"

Этюд в бирюзовых тонах

Тэги: геликон опера, премьера, оперетта, оффенбах, остров тюлипатан


геликон опера, премьера, оперетта, оффенбах, остров тюлипатан Глядя на сцену, не скажешь, что оперетта «Остров Тюлипатан» написана в середине XIX века. Фото со страницы «Геликон-оперы» в «ВКонтакте»

В «Геликон-опере» прошла премьера оперетты Жака Оффенбаха «Остров Тюлипатан». После просмотра спектакля музыкальные критики с удовольствием констатируют: хотите получить час подлинного удовольствия – вам сюда.

Собственно, в этом и состояла идея автора проекта Дмитрия Бертмана и режиссера Ильи Ильина: отвлечь зрителя от серых будней и подарить толику праздника. Выбрали для этого одну из крошечных буффонад Оффенбаха – мастера блистательных музыкальных эскапад и комической драматургии. «Остров Тюлипатан» появился в то время, когда композитор выдавал партитуры, как говорится, пачками – настолько они были востребованы в Париже 1860-х.

Так, говорит энциклопедия, в 1868 году «Тюлипатан» затерялся между «Волшебной флейтой» и «Периколой» (к слову, идет в Большом театре, на Камерной сцене им. Покровского). Впрочем, не так уж и затерялся, ибо уже в 1870-х был трижды поставлен в России – сначала в Ростове-на-Дону силами антрепренера и фаната Оффенбаха, а затем и на императорских сценах – в Санкт-Петербурге и Москве.

Сегодня выбрать «Остров Тюлипатан», как ни странно, – жест практически политический: в свете дискуссий о проекте закона, определяющего морально-нравственные нормы российского общества, оперетка Оффенбаха может легко попасть под запрет.

Шутка ли, мамаша-маршальша воспитывает сыночка как девочку! На то были свои причины: у Теодорины свои планы на судьбу ребенка, в которые война и солдатские будни не входят. Теодорина родила ребенка, когда муж Ромбойдаль отбыл на очередную войну. В то же время у короля с забавным именем Какатуа родилась очередная дочка, которую королева выдала за долгожданного мальчика, и умерла, не раскрыв тайны мужу (но почему-то посвятив в нее маршала Ромбойдаля).

В общем, когда подросшая парочка решила пожениться, Теодорина и Ромбойдаль пришли в ужас – каждый по-своему. Понятно, что тут можно «приписать» и нарушение гендерных стереотипов, и разрушение понятия традиционной семьи, и прочее, и прочее. Благо спектакль «Геликона» сосредоточен только на юморе и – по законам острова Тюлипатан – на исключительно хорошем настроении.

Театр поставил спектакль на русском языке – авторы нового текста Марина Скалкина и Шура Никитин сочинили современный вариант с шутками, понятными сегодняшнему зрителю. Сценограф Ростислав Протасов и художник по костюмам Ника Вылегжанинова расцветили Тюлипатан голубыми и бирюзовыми красками, как и положено маленькому острову, затерявшемуся в океане. А дирижер Филипп Селиванов – капитан команды моряков (музыкантов оркестра) – ведет свой корабль в бодром темпе.

Исполнить буффонаду – так, чтобы не было перегибов в гротеск, пошлости или недокрученных и несмешных шуток, – дело, между прочим, непростое. Артистам «Геликон-оперы» это, безусловно, под силу – по крайней мере в том составе, который видела музыкальный критик «НГ».

Очаровательная пара Теодорина (Екатерина Облезова) и Ромбойдаль (Петр Морозов): она – поклонница красивой помады и юбки а-ля Кристиан Диор, он – статный маршал в отставке (войны на острове радости прекращены навсегда). Король Какатуа (Вадим Заплечный) – модник, обладатель широкого клеша и роскошного жабо. Гермозу и Алексис играют тенор Виталий Фомин и прима «Геликона» Лидия Светозарова. Гермоза – бравая девчонка, угловатая и решительная, предпочитающая из игрушек папино ружье, а из музыкальных инструментов – тромбон, виолончель и барабан. Алексис застенчив и печален. Согласившись на свидание (к которому его подталкивает Гермоза), он не знает, что делать, предоставляя подруге руководить своими действиями.

Любовь, как известно, границ не знает, поэтому по мере раскрытия тайн молодые люди готовы к разным раскладам, но в итоге все встает на свои места и заканчивается, конечно, свадьбой – букет невесты лихо летит в зал. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Посещение Европы по методу Штрауса

Посещение Европы по методу Штрауса

Владимир Дудин

Премьера оперетты "Летучая мышь" состоялась в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

0
424
В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

Елизавета Авдошина

"Десять посещений моей возлюбленной" поставил Мурат Абулкатинов

0
2525
Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
3015
"Не обижать – это большое действие"

"Не обижать – это большое действие"

Наталия Звенигородская

Сказки Перро в постановке "Урал Балета" связали с текстами студентов фонда "Антон тут рядом"

0
2415

Другие новости