В поисках утраченного времени... Фото со страницы парка «Зарядье» в Facebook
«360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» – кураторский проект Алины Федорович, искусствоведа и вдовы Виталия Пацюкова. 25 октября прошлого года Виталия Владимировича, куратора, критика и теоретика современного искусства, чье имя неразрывно связано с Государственным центром современного искусства, галереями, сейчас известными как «Выставочные залы Москвы», с легендарным тамиздатским журналом «А–Я», унесла пандемия. Нынешняя выставка стала первым посвящением его памяти.
Камерное пространство Подземного музея Алина Федорович сделала плотным. Три раздела – «Диалог с великими», «В поисках утраченного времени» и «Шестидесятники» – и еще один, как тут пишут, специальный, «Координаты звука. То, что мы слышим, то, что смотрит на нас», – незримо, но явно обрастают гиперссылками на огромный объем проектов, текстов, которые вместить сюда невозможно, но которые неотделимы от всего того, что называется рефлексией о современности.
Виталий Пацюков считал, что в поэтике художника его оптика играет ключевую роль. И, как пишет Алина Федорович, «чтобы в полной мере осознать сложность и многообразие этого мира, нужно обладать фасеточным зрением стрекозы». Потому здесь соседствуют шуточный совместный проект Пацюкова и одного его из любимых художников Леонида Тишкова, где второй рисует, например, как «девушки в поле наказывают Малевича за то, что он их такими изобразил», и вместе с Пацюковым они комментируют систему координат художественной вселенной супрематиста, – так вот этот проект соседствует с наивным искусством, а оно – с работами концептуалистов. Когда искусство становится оптикой для рефлексии о современности, в этом самом искусстве не бывает непреодолимых границ между тем, что мы включаем в поле зрения или изымаем из него.
Широта взгляда обуславливает то, что комментарий к рисунку на тему «крестьянского цикла» Малевича у Пацюкова от парадоксальности фигуры художника приходит к теории Большого взрыва.
Пацюкова всегда интересовала междисциплинарность, в том числе взаимодействие образа и звука: видео Ольги Чернышевой, Вадима Захарова, Леонида Тишкова и многих других из раздела «Координаты звука. То, что мы слышим, то, что смотрит на нас» были показаны на выставках, посвященных визуальной акустике.
Интонационно эта выставка тоже говорит об отсутствии границ, поскольку что-то как бы официальное, как открытие выставки, вербальное осмысление было не столько официальным, сколько образом жизни – форма была оболочкой сути, они совпадали. Пацюков дружил с художниками, и, с одной стороны, слайд-шоу здесь показывают вернисажные снимки с представителями разных поколений – то с Леонидом Соковым, то с Юрием Альбертом и Андреем Филипповым, то с Хаимом Соколом, а с другой – нас пускают в частный мир, где художники дарят свои работы Пацюкову. Эти работы могут напоминать фрагменты дружеской переписки, как листок Вагрича Бахчаняна, на котором белым по красному значится «Картина, написанная специально для Виталия Пацюкова 12 сентября 2005 года в Нью-Йорке». Или как листок «Эта работа удостоена», сделанный Ильей Кабаковым, который, к слову, в своих «Записках о неофициальной жизни в Москве» с благодарностью вспоминал текст Пацюкова, опубликованный в журнале «А–Я» еще в 1981 году. Эта плотность выставки – о плотности жизни ее героя, о плотности, полифокальности проектов, текстов, способа мышления.
комментарии(0)