0
4847
Газета Культура Печатная версия

06.02.2022 18:23:00

Куратор Ольга Турчина – о выставке "Чемпионы мира. Взмахи радости"

Если вы нас сейчас же не признаете, пеняйте на себя!

Тэги: выставка, ммома, чемпионы мира, ольга турчина, интервью

On_Line версия

выставка, ммома, чемпионы мира, ольга турчина, интервью Послание старшему поколению концептуалистов. Фото агентства «Москва»

Ретроспектива группы «Чемпионы мира» (Гия Абрамишвили, Константин Звездочетов, Константин Латышев, Борис Матросов и Андрей Яхнин), которая идет сейчас в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре, — первая масштабная систематизация творчества одного из самых ироничных в нашем искусстве объединений. О «Чемпионах мира» вообще и в частности о знаменитой акции «Ностальгия по чистоте» в Сандунах, о «философии великой спонтанности» и связанных с ней трудностях в поиске «чемпионских» работ один из кураторов выставки, старший научный сотрудник ММОМА Ольга Турчина рассказала корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой.

- Оля, здесь есть ряд реконструкций, а известно, сколько вообще всего не сохранилось?

- К сожалению, какие-то факты в наши дни уже затеряны в истории… художники не всё могут вспомнить, - это же 1986-89 годы, а «Чемпионами мира» двигала философия великой спонтанности, «здесь и сейчас». Они могли в пять утра решить, что Звездочетов поедет на Черное море, Абрамишвили на Белое, привезут оттуда бутылки с водой и произойдёт основание Серого моря (это была акция в серии «Превентивная география»). И потом еще напишут в соответствующие государственные инстанции об образовании нового географического объекта. После выставок и акций свои работы они не забирали, и, кстати, нам повезло собрать нашу выставку в ММОМА сегодня, потому что некоторые коллекционеры эти вещи, подлежавшие выносу на помойку, или немедленному уничтожению, подбирали. Кроме того, «Чемпионы» ведь и подписывать индивидуально свои объекты стали поздно, обжегшись на аукционе Sotheby's 1988-го: к ним пришли отбирать работы, а их-то и нет.

cult_1813831_1.jpg
Куратор Ольга Турчина.
Фото из личного архива
- То есть сами они не собирали то, что делали?

- Фактически нет. Что-то из случайно оставшегося хранится у Константина Латышева, но он против слова «коллекция», - он не коллекционер.

- А какие-то крупные исследования о них были?

- В том-то и дело, что нет. Понятно, что название «Чемпионы мира» — отсылка к военно-спортивной, в частности, советской риторике с «быстрее, выше, сильнее», «догнать и перегнать»… Собрать нашу выставку было поистине детективным делом, - мы, то есть кураторы Пакита Эскофе-Миро, Евгения Гершкович и я прочесали огромное количество материала, выискивая пути движения сохранившихся работ. Что касается крупных исследований по теме «Чемпионов мира» - до сих пор каких-либо фундаментальных трудов, посвященных их творчеству, не было. Существуют статьи, заметки, записи лекций, в которых группа только упоминается, либо о ней сказано буквально два слова. Московский музей современного искусства взял на себя и создание самой выставки, и издание каталога к ней – в рамках издательской программы ММОМА. Каталог выходит в издательстве «MAIER». Не скажу, что это фундаментальное научное исследование, но мы упорядочили разрозненный материал, что даёт очень хорошую базу для дальнейшего изучения.

- По поводу аллюзий и пересмешничанья над официальной риторикой — вы показываете, в частности, отличную по абсурдизму серию «Работы по приказам», где, например, инструкция для звездочетовского «Собачьего вальса» составлена в такой манере: «Работа выполнена на куске оргалита правильной формы… Большой светло-серый дог любит собачку… Картина сделана в едином любовном порыве широким набором плоских колонковых кистей».

- Да, и после таких описаний читаешь про размер: 3х4 см. «Работы по приказам», кстати, тоже должны были быть уничтожены. Вообще собрать выставку было крайне напряжённой историей: есть коллекция Пакиты Эскофе-Миро, работы из собрания нашего музея (сейчас мы даже сделаем переатрибуцию: работа «Един шастлив актьор» значилась у нас под именем Бориса Матросова, а выяснилось, что её автор Гия Абрамишвили), есть Третьяковка, архивы художников, архив ЦСИ «Гараж» и нескольких художников-фотографов (Александра Забрина, Юрия Грехова, Сергея Борисова, Георгия Кизевальтера), а вот Центр Помпиду нам произведения не дал. То, что нам удалось найти и систематизировать по «Чемпионам», сделано впервые. Искать работы сложно, а что-то и не документировалось. Или документировалось, но неизвестно, сохранилось ли и где хранится. К примеру, мы воспроизвели по фотографии «Стену демократии» Гии Абрамишвили, но на снимке видны еще две работы, следы которых теряются. Кроме того, в их выставках и акциях участвовали и другие художники, дружившие с «Чемпионами», но в костяк группы не входившие — Андрей Филиппов, Игорь Зайдель, Вадим Фишкин, Гоша Острецов… По возможности эти работы мы тоже искали и показываем.

cult_1813831_3.jpg
Ностальгия по чистоте. Акция в Сандуновских банях.
Реконструкция. Фото со страницы ММОМА в Facebook
- Как Пакита познакомилась с этими художниками?

- Без Пакиты выставки вообще бы не было. Мы с ней давно задумывали этот проект, но на какое-то время идея затихла. Пакита — француженка, прекрасно владеет русским, закончила Сорбонну, в 1980-е в поисках чего-то нового и экзотического приехала в СССР, жила в Москве, потом познакомилась с «Новыми художниками» Тимура Новикова в Ленинграде, потом, вернувшись в Москву, заинтересовалась «Чемпионами мира» и начала собирать «чемпионские» работы.

- А кто все-таки придумал группу?

- Есть две версии, что либо Константин Звездочетов, либо Гия Абрамишвили. Но прояснить что-то довольно сложно, и они не любят об этом говорить.

- Как старшие концептуалисты вроде Андрея Монастырского относились к «Чемпионам»? В «Иерархии» Аэромонаха Сергия, написанной в 1986-м Монастырским и Владимиром Сорокиным, Илья Кабаков назван маршалом, Свен Гундлах и Владимир Мироненко из группы «Мухомор», куда входил и Звездочетов, —генерал-майоры, а «чемпион» Константин Латышев — только рядовой…

- Латышев зато упоминается там аж три раза. «Чемпионы» — условно говоря, третье поколение концептуалистов, по искусствоведческой терминологии это так называемая «новая волна», самый яркий представитель которой — всем известная арт-группа «Мухомор» (1978-1984). Старшее поколение концептуалистов — Монастырский, Кабаков — «Чемпионов мира» всерьез не воспринимало. А они, в свою очередь, провели в 1988-м акцию «Последнее предупреждение». Мы ее реконструировали в виде инсталляции по фотографии из журнала Dossier URSS in Art Press 1989 года: мол, если вы нас сейчас же не признаете, пеняйте на себя.

cult_1813831_4.JPG
Дикие песни нашей Родины. Фото Дарьи Курдюковой
- К другими художникам у них были отсылки? Или они в основном комментировали эпоху?

- Скорее шел анализ эпохи, диалог с ней и со старшим поколением, как в «Последнем предупреждении». Причём без оглядки на чужое мнение.

- Одна из самых известных их акций прошла в Сандунах —как их туда пустили и зачем они туда вообще пошли?

- «Чемпионы мира» героически осуществляли там акцию «Ностальгия по чистоте», принимая участие в вернисаже и в событиях ещё одного вечера, а также в выставке в рамках Клуба авангардистов (КЛАВА), которая длилась две недели. «Чемпионы» сыграли в этом мероприятии одну из главных ролей. Там еще много кто участвовал — и Иосиф Бакштейн, и Андрей Филиппов, и группа «Мухомор», и Юрий Альберт, и Вадим Захаров, и Дмитрий Александрович Пригов, и многие другие… Борис Матросов был почётным председателем КЛАВА. С одной стороны, «Чемпионы» вообще любили осваивать нетривиальные места, а с другой, и выбор площадок был невелик. В Сандуны их пустили потому, что директор бань был хорошим знакомым Гии Абрамишвили. Все это проходило в мужском отделении, куда женщин, естественно, не пускали — но они туда, конечно, проходили, причем прямо в шубах. У самих «Чемпионов» встречается определение всего этого действа как «Гигиены искусств» — была целая серия таких акций. Чего они там только не делали: разбивались на две группы, делили надвое бассейн и соревновались в том, кто шайкой быстрее вычерпает воду со своей стороны. Вокруг была выставка, - на стенах висели работы участников, например, с таким текстом: «Ты, Танюша, с головы до туфель питательна, как ресторанный трюфель». Сейчас мы показываем фотографии, видео и импровизированную инсталляцию с шайками, а в интернет выложен ролик «Четвертый сон Веры Павловны» группы «Среднерусская возвышенность», и там использован как раз фрагмент, где художники вываливают такие же банные шайки в бассейн, вынимая, конечно, самую нижнюю.

cult_1813831_5.JPG
"Бегущий кабан" - формально последняя совместная работа
"Чемпионов мира". Фото Дарьи Курдюковой
- Какие еще знаковые работы реконструированы для выставки?

- Их несколько. Опять-таки, так как все это систематизировано впервые, иерархии выстроить трудно. На входе, в зале архива, висит реконструкция фрагмента «Мяса и ананасов», сделанного в 1986-м гигантского полотна, которое «Чемпионы» показали на выставке «Искусство против коммерции» («Битца за искусство»). Они решили сделать самую большую работу, которая создавала бы в дефицитные времена второй половины 1980-х ощущение изобилия: разные страны, разные деликатесы, разные общественно-политические ситуации. Сохранился ли оригинал, неизвестно. Или вот мы реконструировали их инсталляции «Игра в ящик» и «Сакко и Ванцетти» с выставки «Футбол. Чемпионат мира», которая прошла в 1988 году в Театре Олега Табакова на Чистых прудах. Но здесь экспозиционный ход был другим: сохранившиеся работы мы вписали в бутафорский антураж, достроив таким образом инсталляционное пространство 1988-го года для того чтобы дать возможность зрителю оказаться как бы в том времени. Здесь же мы развесили документальные фотографии экспозиций, которыми руководствовались.

- Когда они начали работать автономно?

- Работы Чемпионов всегда были очень эстетскими, - ну что может быть изысканней Сандунов или Серого моря? После 1988-го всё больше стала проявляться индивидуальная манера каждого художника, на выставке это видно. Условно группа распалась в 1989 году, но до 1991 года они еще иногда делали что-то вместе. А когда стали работать по отдельности и подписывать работы, стало понятно, что у каждого есть свой почерк. Вот, скажем, матросовский «Дом повешенного», его же ни с чем не спутаешь. Она из коллекции Пакиты. Пакита рассказывала, что никогда не забудет ситуацию, связанную с этим произведением. Однажды, когда она смотрела на эту работу, висевшую у неё в галерее, зазвонил телефон и ей сказали, что Гарик Асса (Олег Коломийчук) повесился. Формально последняя коллективная работа «Чемпионов мира» — «Бегущий кабан» 1989 года из собрания Московского музея современного искусства, — одна из моих любимых. Понятно, что это как бы автопортреты Матросова, Звездочетова, Латышева, Абрамишвили и Яхнина, которые убегают в бесконечность. Коллективное творчество, каким оно изначально задумывалось, стало невозможно, и Пятачки разбегаются, каждый идёт своей дорогой. В искусстве из костяка «Чемпионов мира» остались трое: Константин Звездочетов (он, кстати, на вернисаж пришел в маске Луи де Фюнеса), Борис Матросов и Константин Латышев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 Выставка "Русский сад"

Выставка "Русский сад"

0
465
 Выставка  "Коллекция Фонда Still Art Шедевры мировой фотографии моды"

Выставка "Коллекция Фонда Still Art Шедевры мировой фотографии моды"

0
536
Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
1755
Живу дальше: Мультимедиа Арт Музей снова открыт

Живу дальше: Мультимедиа Арт Музей снова открыт

Дарья Курдюкова

Проект к 90-летию Эрика Булатова – камерный, но главный в первой выставочной серии

0
1666

Другие новости