Вчера, сегодня, завтра Московской филармонии. Фото предоставлено пресс-службой МГАФ
Московская филармония празднует свое столетие. Два юбилейных концерта, которые прошли 29 января, условно маркировали прошлое и будущее организации.
В два часа дня – минута в минуту через 100 лет – в Большом зале консерватории прозвучала программа-реконструкция открытия Госфила. Вечером прошел гала-концерт, куда были приглашены профессионалы и верные филармонии держатели абонементов.
Девятая симфония Бетховена, Второй фортепианный концерт Рахманинова, «Поэма экстаза» Скрябина и два хора Танеева и Ипполитова-Иванова: для сегодняшнего меломана, избалованного короткими концертами, это уже перегруз, один только Бетховен тянет на отдельный концерт. Для музыкантов тоже испытание, но дирижер Юрий Симонов без потерь довел свой корабль (симфонический оркестр Московской филармонии) до величественной коды «Поэмы экстаза». А лавировать помогал музыковед Ярослав Тимофеев (ему доверили вести оба концерта), сегодня – молодая звезда филармонии, на чей уровень пытаются ориентироваться коллеги. Нетривиальные, остроумные, точные, порой с юмором, порой лирические его комментарии воспринимаются публикой очень легко.
Вечерний гала – к счастью – обошелся без протокольных вещей, за исключением обращения президента, прочитанного начальником управления президента РФ по общественным проектам Сергеем Новиковым. Никакого лишнего пафоса, никаких лишних слов – только музыка, подобранная, надо сказать, нетривиально. В корпусе исполнителей были обидные потери – не приехали хедлайнеры: дирижер Густаво Дудамель, Анна Нетребко с Юсифом Эйвазовым. Замена, безусловно, нашлась – дирижировал Валерий Гергиев, а в дуэте из «Иоланты» солировали Ирина Чурилова и Сергей Скороходов, артисты Мариинского театра.
Вслед за «Праздничной увертюрой» Шостаковича прозвучала первая часть Тройного концерта Бетховена, исполнение которого на юбилейных филармонических концертах стало традицией. Солировали пианист Даниил Трифонов, виолончелист Пабло Феррандес и немецкая скрипачка-суперстар Анне-Софи Муттер, покорившая зал своим кристальным и полетным звуком (это ее свойство часто отмечают современные композиторы, которые посвящают Муттер свои сочинения). Связь поколений обозначил четверной концерт Вивальди из цикла L’edtro armonico: четыре поколения скрипачей – Борис Кушнир, его ученик Павел Милюков, концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра Елена Таросян и 16-летний победитель конкурса «Созвездие» Даниил Бессонов – сошлись в квартете солистов. Минута памяти пришлась на медленную часть Концертной симфонии для скрипки, альта и оркестра Моцарта, в которой солировали Максим Венгеров и Юрий Башмет, – на стены зала вывели фотографии великих музыкантов, которые выступали в Московской филармонии. Блок русской музыки обозначили три фрагмента из «Жар-птицы» Стравинского, каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова (блистательное исполнение Ильдара Абдразакова, необыкновенно проникновенное) и последняя часть фортепианного концерта Чайковского с Денисом Мацуевым, который на бис подарил слушателям собственную импровизацию на тему Happy birthday, подведя вечер к славному завершению.
Филармония вступила в новый век, более чем оправдав доверие ее основателей. Она не просто обеспечивает исключительную музыкальную жизнь столицы – задает тон всем концертным организациям страны. Абонементная система, позволяющая слушателям планировать свое время и экономить деньги, поддержка молодых талантов, воспитание публики, наконец, создание оркестровой академии и молодежного оркестра, которым, как показал гала-концерт, действительно можно гордиться, – это лишь пик колоссальной деятельности, которая поставлена, без преувеличения, на служение публике.
комментарии(0)